Saturday, November 5, 2011

Бемидбар. Матот.

В этой главе сыновья Израйля стоят у ступенек в Эрец Израэль.
И глава начинается наставлениями об особенностях характера Эрец Израэль.
30.1. И говорил Моше главам колен сынов Исраэля так:

Вот слово, какое заповедал Ашем:
Если кто-либо даст обет Ашем или поклянётся положить зарок на душу свою, то не лишит он силы слова своего;
во всем, как вышло из уст его, исполнит. И если женщина даст обет Ашем ....

Моше декларирует интересное свойство – Недер (обет), обещание, в отношении какого-либо предмета или действия, устанавливающая новую мицву - асэ.
Это ее отличие от клятвы - Швуа, которая относится к человеку.
Швуа - это высший уровень твоего слова. Умри, но сделай!
Пример асэ: я установил для себя мицву, каждое утро в течение года выпивать литр молока.
И я теперь обязан его пить. Но если перестал пить, это плохо, но не смертельно. Эта моя мицва и я могу ее для себя отменить.
Но есть еще "лёта асэ" - негативная, запрещающая мицва, которую я установил для себя.
(например, я никогда не съем ни одной конфеты).
И эту мицву я уже не смею ни нарушить, ни отменить.
Т.е. с помощью Недера можно устанавливать для себя сколько хочешь позитивных (асэ)
или негативных (лётэ асэ) мицвот.
Но отменить сам ты можешь только позитивную мицву - асэ.
И Моше говорит об этом только теперь, перед подъемом в Эрец Израэль.
Именно там, всё выходящее из уст твоих, получает материализацию.
И сейчас, надо очищать свой язык. За пределами Израйля, это не так существенно.


"И если девица сказала недер, и услышит это ее отец и если воспрепятствовал ей в этот же день,
то ее недер не состоится".
Для замужней - муж может отменить этот недер.
Для вдовы или разведенной недер отменить некому - выполняй свою мицву.
Мужчина, если сказал недер - все, закон. Израйль дело не простое.
Теперь, надо разобраться с внешними проблемами.
"И говорил Ашем Моше так: Соверши возмездие за сынов Исраэля над мидьяним;
затем приобщишься к народу твоему.
И говорил Моше народу так: Пусть снарядятся из вас мужи в войско,
и будут они против Мидьяна, чтобы совершить возмездие Ашем над Мидьяном.(найди разницу в акценте, что сказал Ашем, и что говорил Моше)
По тысяче из колена, от всех колен Исраэля пошлите в войско..
.".
Т.е. пока не разберешься с Мидьяном, к народу своему не приобщишься.
О чем это он.
Резюме Моше, мягко говоря, не позволяет ему считать себя равным членом своего народа.
- Вырос в египетском дворце, затем 40 лет где-то странствовал, жил и учился в Мидьяне.
Женился на Мидьянке. Внешне сильно отличается. Ну какой он свой?
Он больше мидьянин. У него осталась духовная связь с этим народом.
Потому и говорит ему Ашем - пока ты не разорвешь эту связь, не уничтожишь этот народ - ты не сможешь приобщиться к еврейскому народу.
(И Итро привел с собой большую группу мидьян. И у них те же проблемы, которое всегда тянут.
Помните у В.Шукшина "Калина красная").
И Моше посылает на войну 12т. воинов во главе с Пинхасом.
Сам он остался - он не может плевать в тот колодец, из которого он напился.
31.7. И ополчились они на Мидьяна, как повелел Ашем Моше, и убили они всех мужчин. И царей Мидьяна убили они вместе с павшими их Эви, и Рекема, и Цура, и Хура, и Реву — пять царей Мид'яна, и Бильама, сына Беэра, убили они мечом... И доставили к Моше и к Эльазару, и к общине сынов Исраэля пленных и захваченное, и добычу...
О каждом из приведенных здесь имен, можно писать сочинение. Например, Цур - это Балак, и т.д.
... И разгневался Моше на воевод, и сказал им: Вы в живых оставили всех женщин?!
Ведь они были причиной мора в общине Израйля.
И ныне, убейте всех детей мужского пола среди них, и всякую женщину, какая знает мужа от возлежания мужского, убейте. А девочек оставьте
.
Это, конечно не для нервных либералов. Но сколько, за историю, тысяч боевых отрядов было уничтожено из-за своей жалости к невинным мальчишам-кибальчишам.
К тому же Тора это не сколько военная хроника, сколько этапы внутренней борьбы с самим-собой. 
Моше должен убить все мидьянское в себе.

32.1. И стада многочисленные были у сынов Реувена и у сынов Гада, велики чрезвычайно.
И увидели они землю Йаезера и землю Гильада, и вот место это — место для стад.
И пришли сыны Гада и сыны Реувена, и сказали Моше так:
Если обрели мы милость в глазах твоих, то пусть дана будет эта земля слугам твоим во владение, не переводи нас через Йарден.
И сказал Моше сынам Гада и сынам Реувена: Братья ваши пойдут на войну, а вы сидеть будете здесь?...

Первая реакция у нас, да и у Моше - ничего себе. Шли в Израйль, но променялись на луга для скота в за-Иорданье.
Ведь Рувен - первенец Леи. Гад - первенец Зильпы, наложницы Леи.
Так неужели, два таких колена позарились на луга для своего скота?
Даже подумать стыдно.
Ведь оба эти колена символизируют Геулу - идеал свободы, истины, следующий мир.
Территория, которую они просят названа в Торе "решит Эрец Израэль"
- и это обещанные нашим праотцам границы "от Нила до Ефрата".
Моше же полагал, что Ашем вводит народ в Эрец Кнаан - от моря до Иордана.

Далекокогда-нибудь мы сможем расширить свои границы.
Но категория "решит за-Иорданом" - это и есть главный замысел Ашем.
И об этом говорилось еще в кн. Берейшит, когда Яаков строил там загоны для скота, и назвал он это место Сукот.
Кроме того, стратегически, если заселить только Эрец Кнаан, то Израйль,
будет отделен от всего остального человечества (с севера море, с востока горы, джунгли, с запада пустыня).
И потому, через Гада и Рувена мы строим мост для связи с окружающим миром.
Но почему Тора пишет Гада перед Рувеном? Рувен ведь старше.
Абриватура Гад и Рувен - ГеР. Тип личности стоящий между другим народом и Израйлем.
Одним намеком, Тора объснила их назначение.
Мы средство, наше влияние на мир - это цель.
32.33. И дал им Моше, сынам Гада и сынам Реувена и половине колена Менаше, сына Йосэфа,
царство Сихона, царя Эмори, и царство Ога, царя Башана, землю, с ее городами в пределах, города земли вокруг.

Но Минаше ведь ничего не просил. Моше сам отправляет половину колена Минаше на восточный берег Иордана, дабы замкнуть систему.
Менаше первенец Йосэфа, который символ галута.
И его имя - от кинаша Элоим - дал мне забыть Элоим весь дом моего отца
(сильная обида сидела в Йосэфе, что назвал своего первенца именем забвения семьи). 
Менаше - забвение.
Яаков же, когда благословлял детей Йосэфа перевернул братьев.
Второй сын Йосефа, Эфрайм, стал первым, Минаше вторым. И вернул он их в семью.
И Минаше, который ответственный за забвение, становится ответственным за память.
Такой вот кабалистический трюк.
Теперь Моше посылает половину колена Минаше на восточный берег Иорадана,
чтобы связать Израйль с коленам Гада и Рувена и напоминать им, что мы одим народ по оба берега одной реки.
Так Минаше стал нашим символическим мостом из Галута в светлое будущее Геулы.


No comments:

Post a Comment