В этой главе сыновья Израиля стоят у ступенек в Эрец Исраэль.
И глава начинается наставлениями об особенностях характера Эрец Исраэль.
30.1. И говорил Моше главам колен сынов Исраэля так:
"И если девица сказала недер, и услышит это ее отец и если воспрепятствовал ей в этот же день, то ее недер не состоится".
Для замужней - муж может отменить этот недер.
Для вдовы или разведенной недер отменить некому - выполняй свою мицву.
Мужчина, если сказал недер - все, закон. Израиль дело не простое.
30.1. И говорил Моше главам колен сынов Исраэля так:
Вот слово, какое заповедал Ашем:
Если кто-либо даст обет Ашем или поклянётся положить зарок на душу свою, то не лишит он силы слова своего;
во всем, как вышло из уст его, исполнит. И если женщина даст обет Ашем ....
Моше декларирует интересное свойство – Недер (обет), обещание, в отношении какого-либо предмета или действия, устанавливающая новую мицву - асэ.
Это ее отличие от клятвы - Швуа, которая относится к человеку.
Моше декларирует интересное свойство – Недер (обет), обещание, в отношении какого-либо предмета или действия, устанавливающая новую мицву - асэ.
Это ее отличие от клятвы - Швуа, которая относится к человеку.
Швуа - это высший уровень твоего слова. Умри, но сделай!
Пример асэ: я установил для себя мицву, каждое утро в течение года выпивать литр молока.
И я теперь обязан его пить. Но если перестал пить, это плохо, но не смертельно. Эта моя мицва и я могу ее для себя отменить.
Но есть еще "лёта асэ" - негативная, запрещающая мицва, которую я установил для себя. (например, я никогда не съем ни одной конфеты).
И эту мицву я уже не смею ни нарушить, ни отменить.
Т.е. с помощью Недера можно устанавливать для себя сколько хочешь позитивных (асэ) или негативных (лётэ асэ) мицвот.
Но есть еще "лёта асэ" - негативная, запрещающая мицва, которую я установил для себя. (например, я никогда не съем ни одной конфеты).
И эту мицву я уже не смею ни нарушить, ни отменить.
Т.е. с помощью Недера можно устанавливать для себя сколько хочешь позитивных (асэ) или негативных (лётэ асэ) мицвот.
Но отменить сам ты можешь только позитивную мицву - асэ.
И Моше говорит об этом только теперь, перед подъемом в Эрец Исраэль.
И Моше говорит об этом только теперь, перед подъемом в Эрец Исраэль.
Именно там, всё выходящее из уст твоих, получает материализацию.
И сейчас, надо очищать свой язык. За пределами Израиля, это не так существенно.
И сейчас, надо очищать свой язык. За пределами Израиля, это не так существенно.
"И если девица сказала недер, и услышит это ее отец и если воспрепятствовал ей в этот же день, то ее недер не состоится".
Для замужней - муж может отменить этот недер.
Для вдовы или разведенной недер отменить некому - выполняй свою мицву.
Мужчина, если сказал недер - все, закон. Израиль дело не простое.
Теперь, надо разобраться с внешними проблемами.
"И говорил Ашем Моше так: Соверши возмездие за сынов Исраэля над мидьяним; затем приобщишься к народу твоему.
И говорил Моше народу так: Пусть снарядятся из вас мужи в войско,
"И говорил Ашем Моше так: Соверши возмездие за сынов Исраэля над мидьяним; затем приобщишься к народу твоему.
И говорил Моше народу так: Пусть снарядятся из вас мужи в войско,
и будут они против Мидьяна, чтобы совершить возмездие Ашем над Мидьяном.(найди разницу в акценте, что сказал Ашем, и что говорил Моше)
По тысяче из колена, от всех колен Исраэля пошлите в войско...".
По тысяче из колена, от всех колен Исраэля пошлите в войско...".
Т.е. пока не разберешься с Мидьяном, к народу своему не приобщишься.
О чем это он.
Резюме Моше, мягко говоря, не позволяет ему считать себя равным членом своего народа.
- Вырос в египетском дворце, затем 40 лет где-то странствовал, жил и учился в Мидьяне. Женился на Мидьянке. Внешне сильно отличается. Ну какой он свой?
Он больше мидьянин. У него осталась духовная связь с этим народом.
Потому и говорит ему Ашем - пока ты не разорвешь эту связь, не уничтожишь этот народ - ты не сможешь приобщиться к еврейскому народу.
(И Итро привел с собой большую группу мидьян. И у них те же проблемы, которое всегда тянут. Помните у В.Шукшина "Калина красная").
И Моше посылает на войну 12т. воинов во главе с Пинхасом.
Сам он остался - он не может плевать в тот колодец, из которого он напился.
О чем это он.
Резюме Моше, мягко говоря, не позволяет ему считать себя равным членом своего народа.
- Вырос в египетском дворце, затем 40 лет где-то странствовал, жил и учился в Мидьяне. Женился на Мидьянке. Внешне сильно отличается. Ну какой он свой?
Он больше мидьянин. У него осталась духовная связь с этим народом.
Потому и говорит ему Ашем - пока ты не разорвешь эту связь, не уничтожишь этот народ - ты не сможешь приобщиться к еврейскому народу.
(И Итро привел с собой большую группу мидьян. И у них те же проблемы, которое всегда тянут. Помните у В.Шукшина "Калина красная").
И Моше посылает на войну 12т. воинов во главе с Пинхасом.
Сам он остался - он не может плевать в тот колодец, из которого он напился.
31.7. И ополчились они на Мидьяна, как повелел Ашем Моше, и убили они всех мужчин. И царей Мидьяна убили они вместе с павшими их Эви, и Рекема, и Цура, и Хура, и Реву — пять царей Мид'яна, и Бильама, сына Беэра, убили они мечом... И доставили к Моше и к Эльазару, и к общине сынов Исраэля пленных и захваченное, и добычу...
О каждом из приведенных здесь имен, можно писать сочинение. Например, Цур - это Балак, и т.д.
... И разгневался Моше на воевод, и сказал им: Вы в живых оставили всех женщин?!
О каждом из приведенных здесь имен, можно писать сочинение. Например, Цур - это Балак, и т.д.
... И разгневался Моше на воевод, и сказал им: Вы в живых оставили всех женщин?!
Ведь они были причиной мора в общине Израиля.
И ныне, убейте всех детей мужского пола среди них, и всякую женщину, какая знает мужа от возлежания мужского, убейте. А девочек оставьте.
Это, конечно не для нервных либералов. Но сколько, за историю, тысяч боевых отрядов было уничтожено из-за своей жалости к невинным мальчишам-кибальчишам.
К тому же Тора это не сколько военная хроника, сколько этапы внутренней борьбы с самим-собой.
К тому же Тора это не сколько военная хроника, сколько этапы внутренней борьбы с самим-собой.
Моше должен убить все мидьянское в себе.
…
32.1. И стада многочисленные были у сынов Реувена и у сынов Гада, велики чрезвычайно.
…
32.1. И стада многочисленные были у сынов Реувена и у сынов Гада, велики чрезвычайно.
И увидели они землю Йаезера и землю Гильада, и вот место это — место для стад.
И пришли сыны Гада и сыны Реувена, и сказали Моше так:
Если обрели мы милость в глазах твоих, то пусть дана будет эта земля слугам твоим во владение, не переводи нас через Йарден.
И сказал Моше сынам Гада и сынам Реувена: Братья ваши пойдут на войну, а вы сидеть будете здесь?...
Первая реакция у нас, да и у Моше - ничего себе. Шли в Израиль, но променялись на луга для скота в за-Иорданье.
И сказал Моше сынам Гада и сынам Реувена: Братья ваши пойдут на войну, а вы сидеть будете здесь?...
Первая реакция у нас, да и у Моше - ничего себе. Шли в Израиль, но променялись на луга для скота в за-Иорданье.
Ведь Рувен - первенец Леи. Гад - первенец Зильпы, наложницы Леи.
Так неужели, два таких колена позарились на луга для своего скота?
Так неужели, два таких колена позарились на луга для своего скота?
Даже подумать стыдно.
Ведь оба эти колена символизируют Геулу - идеал свободы, истины, следующий мир.
Территория, которую они просят названа в Торе "решит Эрец Исраэль" - и это обещанные нашим праотцам границы "от Нила до Ефрата".
Территория, которую они просят названа в Торе "решит Эрец Исраэль" - и это обещанные нашим праотцам границы "от Нила до Ефрата".
Моше же полагал, что Ашем вводит народ в Эрец Кнаан - от моря до Иордана.
Далеко, когда-нибудь мы сможем расширить свои границы.
Далеко, когда-нибудь мы сможем расширить свои границы.
Но категория "решит за-Иорданом" - это и есть главный замысел Ашем.
И об этом говорилось еще в кн. Берейшит, когда Яаков строил там загоны для скота, и назвал он это место Сукот.
Кроме того, стратегически, если заселить только Эрец Кнаан, то Израиль,
Кроме того, стратегически, если заселить только Эрец Кнаан, то Израиль,
будет отделен от всего остального человечества (с севера море, с востока горы, джунгли, с запада пустыня).
И потому, через Гада и Рувена мы строим мост для связи с окружающим миром.
Но почему Тора пишет Гада перед Рувеном? Рувен ведь старше.
Аббревиатура Гад и Рувен - ГеР. Тип личности стоящий между другим народом и Израилем.
Но почему Тора пишет Гада перед Рувеном? Рувен ведь старше.
Аббревиатура Гад и Рувен - ГеР. Тип личности стоящий между другим народом и Израилем.
Одним намеком, Тора объяснила их назначение.
Мы средство, наше влияние на мир - это цель.
32.33. И дал им Моше, сынам Гада и сынам Реувена и половине колена Менаше, сына Йосэфа, царство Сихона, царя Эмори, и царство Ога, царя Башана, землю, с ее городами в пределах, города земли вокруг.
Но Минаше ведь ничего не просил. Моше сам отправляет половину колена Минаше на восточный берег Иордана, дабы замкнуть систему.
Менаше первенец Йосэфа, который символ галута.
И его имя - от кинаша Элоим - дал мне забыть Элоим весь дом моего отца
Мы средство, наше влияние на мир - это цель.
32.33. И дал им Моше, сынам Гада и сынам Реувена и половине колена Менаше, сына Йосэфа, царство Сихона, царя Эмори, и царство Ога, царя Башана, землю, с ее городами в пределах, города земли вокруг.
Но Минаше ведь ничего не просил. Моше сам отправляет половину колена Минаше на восточный берег Иордана, дабы замкнуть систему.
Менаше первенец Йосэфа, который символ галута.
И его имя - от кинаша Элоим - дал мне забыть Элоим весь дом моего отца
(сильная обида сидела в Йосэфе, что назвал своего первенца именем забвения семьи).
Менаше - забвение.
Яаков же, когда благословлял детей Йосэфа перевернул братьев.
Второй сын Йосефа, Эфрайм, стал первым, Минаше вторым. И вернул он их в семью.
Менаше - забвение.
Яаков же, когда благословлял детей Йосэфа перевернул братьев.
Второй сын Йосефа, Эфрайм, стал первым, Минаше вторым. И вернул он их в семью.
И Минаше, который ответственный за забвение, становится ответственным за память.
Такой вот кабалистический трюк.
Теперь Моше посылает половину колена Минаше на восточный берег Иорадана, чтобы связать Израиль с коленам Гада и Рувена и напоминать им, что мы один народ по оба берега одной реки.
Теперь Моше посылает половину колена Минаше на восточный берег Иорадана, чтобы связать Израиль с коленам Гада и Рувена и напоминать им, что мы один народ по оба берега одной реки.
No comments:
Post a Comment