Saturday, November 5, 2011

Шмот. Ваэра

Ваэра значит, открылся.
И сказал Моше: зачем ты сделал хуже народу этому?
И ответил Ашем Моше: сейчас ты увидишь, что я сделаю Фараону,ибо сильной
рукою моей отошлет он вас и насильно изгонит из страны своей.
Я открывался отцам твоим Аврааму, Ицхаку и Яакову именем Эль Шадай,
а именем моим Ашем: не был узнан Я ими.
Эль Шадай - сверхъестественная сила, кто если обещал, то выполнит.
А отцы и есть отцы - они живут во имя будущих поколений. В их времена не могут быть реализованы его обещания, т.к.. не произросло еще новое поколение, не создан новый народ.
Теперь народ возник. И Я готов проявиться именем Ашем, чтобы дать им то, что обещал их отцам.
"И потому, скажи народу, что Я открываюсь вам именем Ашем
  и выведу вас из под работ Египтян,
  и спасу вас от порабощения ими,
  и освобожу вас мышцею простертою и судами большими.
  И возьму вас себе в народ, и буду вам Элоим, и узнаете что Я Ашем, Элоим ваш, выводящий из под работ египтян.
  И приведу вас в страну, которую я поклялся отдать Аврааму, Изхаку и Яакову, и отдам ее в наследие вам.
Я - Ашем".
В обращении этом Ашем определяет 5 ступеней выхода из Египта и приход в Эрец Кнаан, и, в конце, овладения Эрец Израэль.
Где - "выведу из под работ", означает  полное прекращение этой безмозглой работы, буквально пожирающей человека, и вывод евреев за физические границы Египта.
- "спасу вас" -  Я помогу тебе перестать бояться, что заставят тебя работать так опять. Когда ты будешь спокоен, тогда с тобой уже можно говорить.
- "освобожу" - пока твой мучитель жив, нет у тебя покоя. От одного его вида, ты падаешь в обморок. Я уничтожу его. И освобожу  от всякой возможности порабощения в будущем, ибо египтяне и еже с ними хорошо запомнят и казни и гибель армии в Тростниковом (Красном) море.
- "возьму" - и наконец, когда вы почувствовали полную свободу, я возьму вас своим народом. "Возьму" - это заключу с вами договор у горы Синай.
(От этих первых четырех обещаний берет свое начало постоянно повторяющееся на пасхальном седере число "четыре": четыре бокала вина, четыре вопроса, четыре сына).

Эти четыре обещания - они безусловны. Евреи - его пораждение и он сделает то, что объявил.
Но последнее обещание: "И приведу вас в Страну ..." - зависит только от условия, если "... и узнаете, что я Ашем, Элоим ваш, выводящий из под работ египтян".
И на протяжении всей Торы мы видим, что сыны Израэля, так этого и не поняли. Для них выход из Египта - галута, это заслуга только их вождей Моше и Арона. А Ашем, как и положено божкам - сила поддержки.
И как результат, то поколение пустыни в Эрец Кнаан не вошло.
И так с нами всегда. Пока евреи не признают, что Ашем вывел их из СССР и Европы и др. Галута, они до конца Эрец Израэль не овладеют.
Это таки самое трудное условие - когда ты не на первом месте, а всегда на втором.
Зато овладение Эрец Израэль, отказ от иллюзий - это новая эпоха, новые знания, новый мир.
"И говорил Моисей об этом сынам Израилевым, но они не послyшали его по недостаткy y ниx силы дyxа и из-за тяжелой работы".
Их главный недостаток - это слабость дyxа, а "тяжелая работа" - это ссылка на обстоятельства.
Или словами И.Бродского: "Но плакать о себе - какая ложь! Как выберешь ты, так и проживешь."

И посылает Ашем Моше говорить с Паро.
Но отвечает ему Моше: ведь сыны Израэля не послушали меня, а как послушает меня Паро, а я закрыт губами?
Иными словами - Ты же видишь, я не нахожу общего языка ни с евреями, ни с Паро.

И дальше Тора начинает описывать родословную колена Леви (князья Израэля).
Сначала идут  родословная колен  Рувена и Шимона - из уважение к его сташим братьям.
... А сыновья Леви - Гершон, Кеат и Мэрари.
От Кеата сыновья Амрам и Ицар, и Хеврон, и Узиэль.
И взял Амрам Йохэвед, тетю свою себе в жены, и родила ему Аарона и Моше.
А Йохэвед  внучка Йегуды  - она из царского рода.

Перед началом спектакля "Казни египетские", затеваемого Ашем, Toрa нам показывает, кого он выбрал на ведущие роли.  
Аарон и Моше - прямые внуки Леви. Они из самой высокой еврейской аристократии.
Аарон признанный лидер евреев их главный коэн.
Моше. Еще недавно, там у горящего куста - он еще был египтянин.
Здесь, он уже часть народа Израэля.
Египет дал Моше культуру, образование.
Итро сделал его пророком.
И теперь он готов стать во главе своего народа.
 
Ашем решает его проблемы: Ты Моше будешь Эло'им для Паро, а Аарон, брат твой, будет Нави твоим.
(т.е. ты будешь как бог для Паро, а Аарон будет твоим пророком - говоритель).

А для чего собственно нужны эти Казни египетские?
Во-первых, Показать Паро, кто есть кто в этом мире  - я ожесточу сердце Паро, ... и узнают египтяне что я Ашем. 
Во-вторых, доказать Фараону, что евреи лучше египтян для ведушей роли в истории.
Ашем говорит Паро: и будет различие между народом моим и народом твоим. И посылает Ашем 10 напастей на Египет. Но при этом, страну Гошен, они не затронут. И конечно, каждая казнь - это также многозначащие уроки, и для евреевдабы навсегда вызжечь "кислотой" их рабскую покорность из душ их.

Ашем насылает на Египет три серии казней.
Первая серия казней начинается стихом:
"... дабы узнал ты, что я - Господь" - Поражение реки кровью. Нил - река, которой они покланялись, вода в нем стала кровью. Это был явный намек, показывающий фараону, что ждет его самого,
- Нашествие лягушек. Они вышли из Нила и заполнили собой дома и дворцы.А когда лягушки подохли, пространство наполнялось смрадом, как бы говоря, весь твой Египет - сплошной смрад.
- Заражение вшами. Они замучали фараона и египтян. Никакая гигиена египетская значения не имела.
Евреи этой напасти не ведали.

Вторая серия казней начинается словами Всевышнего: "... дабы знал ты, что я - Бог, владыка земли".
Фараону дают понять, что Всевышний не просто Бог, но Он присутствует в земных делах и управляет миром.
- Дикие звери. И наполнилась земля Египта ими. И не спрятаться от них нигде.
- Мор скота египтян. По всему Египту их скот, который был для них предметом культа, вымирал как мухи .
 А у евреев ни одна овечка не пострадала.
-  Поражение язвами. Мучительные нарывы покрыли египтян и их оставшихся животных.

Третий раунд начинается словами: "... дабы узнал ты, что нет подобного Мне на всей земле".
-град - град чудовищной силы побил поля, где рос хлеб.
А следующие казни переносятся на следующую неделю.

No comments:

Post a Comment