Шофтим означает судьи.
В нашей главе, Моше декларирует четырехуровневую схему ветвей власти в Израиле - царь, судьи, коэн и пророк.
Через их гармоничное функционирование должно проявляться управление Израиля самим Ашем. Однако, никогда эти ветви власти гармонично не функционировали.
- В период первого храма главой был царь, который назначал и судей, и главных коэнов. И бывало казнил и коэнов, и пророков.
- Во втором храме - главной фигурой был Коэн Гадоль. За это "тепленькое" место шла постоянная борьба.
- В нынешнем Израиле - суд тащит на себя одеяло главной власти.
Глава начинается словами Моше:
16.18. Судей и распорядителей поставь себе во всех вратах твоих, чтобы судили они народ судом праведным. Не криви судом, не лицеприятствуй и не бери мзды, ибо мзда ослепляет глаза мудрых и извращает слова праведников. К правде, к правде стремись, дабы был ты жив и овладел страной, которую Ашем дает тебе.
Суд, судья - это основа мироздания. И Эло'им - одно из имен Всевышнего - означающее категорию суда. И это та категория, которую ты должен назначать на всех уровнях жизни - от государства до - сам судья над самим собой.
.. И справедливость за справедливостью достигай, чтобы ты жил и наследовал Страну, которую Ашем, Эло'им твой даёт тебе!.
- Это ключевая формула жизни в Эрец Израиль. И справедливость за справедливостью - это ступени восхождения к справедливости на путях Торы. И тогда ты станешь "ор гойим" - светом для народов, показывая, что есть справедливость в этом мире.
17.14. Когда придешь в страну, которую Ашем даёт тебе, и поселишься в ней и скажешь: поставлю над собою царя, как все народы вокруг меня.
Ставя, поставь над собой царя, которого изберет Ашем из среды братьев твоих... , и только не умножит он себе коней и не вернет народ в Египет, ... и не умножит себе жен, и серебра и золота чрезмерно.
И как сядет на престол царства своего пусть напишет себе список Торы перед коэнами. И будет читать ее все дни жизни своей, чтобы хранить все слова Торы и соблюдать все законы эти.
Не слишком ли много условий для принятия царя. И обычно первый вопрос - так это мицва, поставить царя, или нет?
Гимора говорит - если "скажешь" - то это мицва, а нет, так нет.
А по Рамбаму: когда войдешь в Израиль, то имей три мицвы:.
- назначить царя,
- уничтожить Амалека
- построить храм.
Значит, это мицва? Всё зависит от всеобщего желания народа иметь над собой царя, которого готов терпеть.
И мудрецы отмечают - в отличии от всех других мицвот Торы, которые внутренние, личностные, Мицва, поставить царя, есть выбор атрибутики высшего государственного управления (монархия, президент и т.п.). И выбор этот зависит от системы правления принятой в передовых государствах мира.
И, когда сможешь сделать её своей, то способен будет Израиль влиять на народы мира, быть для них примером, светом.
Вспомним период царствования царя Шломо и восторги царицы Савской его мудрым правлением.
А в наше время могли бы говороть народы - и у нас тоже президент, но жизнь в Израиле много мудрее и потому счастливее. Давайте у них учиться. Но увы, еще ни то время.
Затем Моше рассматривает роль коэнов, как третьей ступени власти.
18.1. И не будет у коэнов-левитов надела с Израилем: огнепалимыми жертвами Ашем и тем, что Он посылает, пусть питаются они.
Личное благополучие коэнов-левитов - показатель морального уровня народа Израиля, за который и они же несут ответственность перед Ашем.
В конце времен второго храма левиты бедствовали и даже умирали от голода. Таково было состояние морали народа.
И последнее звено власти - пророк.
Говорит Моше:
18.17. И сказал Ашем мне: Пророка поставлю им из среды братьев их и дам слова Мои в уста его, и будет говорить им все, что Я прикажу.
И будет, Муж, который не послушается слов Моих, переданные ему через пророка моего - Я спрошу с него.
Фактически, эта линия власти, должна указывать руководителям Израиля и самому народу на отклонения от законов Торы - то, что происходит сейчас с народом, нехорошо в глазах Ашем.
В историческом плане глава Шофтим отражена на годах 5400-5500 (1640-1740), и относится к сфере Гвура - управление суда. Время это для евреев Европы было страшное. Погромы Богдана Хмельницкого по своей жестокости, не уступали нынешнему холокосту.
A как пример законов о лжепророках, приведенных в нашей главе, является появление Шаббатай Цви, объявивший себя мессией.
В это же время жил философ Барух Спиноза, который стал первым нерелигиозным евреем, атеистом.
В нашей главе, Моше декларирует четырехуровневую схему ветвей власти в Израиле - царь, судьи, коэн и пророк.
Через их гармоничное функционирование должно проявляться управление Израиля самим Ашем. Однако, никогда эти ветви власти гармонично не функционировали.
- В период первого храма главой был царь, который назначал и судей, и главных коэнов. И бывало казнил и коэнов, и пророков.
- Во втором храме - главной фигурой был Коэн Гадоль. За это "тепленькое" место шла постоянная борьба.
- В нынешнем Израиле - суд тащит на себя одеяло главной власти.
Глава начинается словами Моше:
16.18. Судей и распорядителей поставь себе во всех вратах твоих, чтобы судили они народ судом праведным. Не криви судом, не лицеприятствуй и не бери мзды, ибо мзда ослепляет глаза мудрых и извращает слова праведников. К правде, к правде стремись, дабы был ты жив и овладел страной, которую Ашем дает тебе.
Суд, судья - это основа мироздания. И Эло'им - одно из имен Всевышнего - означающее категорию суда. И это та категория, которую ты должен назначать на всех уровнях жизни - от государства до - сам судья над самим собой.
.. И справедливость за справедливостью достигай, чтобы ты жил и наследовал Страну, которую Ашем, Эло'им твой даёт тебе!.
- Это ключевая формула жизни в Эрец Израиль. И справедливость за справедливостью - это ступени восхождения к справедливости на путях Торы. И тогда ты станешь "ор гойим" - светом для народов, показывая, что есть справедливость в этом мире.
17.14. Когда придешь в страну, которую Ашем даёт тебе, и поселишься в ней и скажешь: поставлю над собою царя, как все народы вокруг меня.
Ставя, поставь над собой царя, которого изберет Ашем из среды братьев твоих... , и только не умножит он себе коней и не вернет народ в Египет, ... и не умножит себе жен, и серебра и золота чрезмерно.
И как сядет на престол царства своего пусть напишет себе список Торы перед коэнами. И будет читать ее все дни жизни своей, чтобы хранить все слова Торы и соблюдать все законы эти.
Не слишком ли много условий для принятия царя. И обычно первый вопрос - так это мицва, поставить царя, или нет?
Гимора говорит - если "скажешь" - то это мицва, а нет, так нет.
А по Рамбаму: когда войдешь в Израиль, то имей три мицвы:.
- назначить царя,
- уничтожить Амалека
- построить храм.
Значит, это мицва? Всё зависит от всеобщего желания народа иметь над собой царя, которого готов терпеть.
И мудрецы отмечают - в отличии от всех других мицвот Торы, которые внутренние, личностные, Мицва, поставить царя, есть выбор атрибутики высшего государственного управления (монархия, президент и т.п.). И выбор этот зависит от системы правления принятой в передовых государствах мира.
И, когда сможешь сделать её своей, то способен будет Израиль влиять на народы мира, быть для них примером, светом.
Вспомним период царствования царя Шломо и восторги царицы Савской его мудрым правлением.
А в наше время могли бы говороть народы - и у нас тоже президент, но жизнь в Израиле много мудрее и потому счастливее. Давайте у них учиться. Но увы, еще ни то время.
Затем Моше рассматривает роль коэнов, как третьей ступени власти.
18.1. И не будет у коэнов-левитов надела с Израилем: огнепалимыми жертвами Ашем и тем, что Он посылает, пусть питаются они.
Личное благополучие коэнов-левитов - показатель морального уровня народа Израиля, за который и они же несут ответственность перед Ашем.
В конце времен второго храма левиты бедствовали и даже умирали от голода. Таково было состояние морали народа.
И последнее звено власти - пророк.
Говорит Моше:
18.17. И сказал Ашем мне: Пророка поставлю им из среды братьев их и дам слова Мои в уста его, и будет говорить им все, что Я прикажу.
И будет, Муж, который не послушается слов Моих, переданные ему через пророка моего - Я спрошу с него.
Фактически, эта линия власти, должна указывать руководителям Израиля и самому народу на отклонения от законов Торы - то, что происходит сейчас с народом, нехорошо в глазах Ашем.
В историческом плане глава Шофтим отражена на годах 5400-5500 (1640-1740), и относится к сфере Гвура - управление суда. Время это для евреев Европы было страшное. Погромы Богдана Хмельницкого по своей жестокости, не уступали нынешнему холокосту.
A как пример законов о лжепророках, приведенных в нашей главе, является появление Шаббатай Цви, объявивший себя мессией.
В это же время жил философ Барух Спиноза, который стал первым нерелигиозным евреем, атеистом.
No comments:
Post a Comment