Saturday, November 5, 2011

Берешит.Ваишлах.

Мы продолжаем отслеживать пути и поступки Яакова т.к. каждый его шаг отпечатывается на судьбах и поведении еврейского народа в целом.

Вырвавшись из лап Лавана, Яаков медленно идет в Эрец Израэль.
- Не мешало бы получить "въездные визы".
Кто сегодня хозяин на этой земле? Эсав.
Тот, перед которым он чувствует себя безмерно виноватым, и от которого бежал. И Яаков предпринимает дипломатические ходы, чтобы наладить с ним отношения.
Это опять игра.
Ход 1.
Яаков: "И послал Яаков малахов перед лицом своим к Эсаву, брату
своему в страну Сэир, поле Эдом
". 
Малахи - ангелы, сопровождающие Яакова в земле Кнаан, Они должны передать Эсаву его примирительные слова.
32.5 ... Я жил у Лавана и задержался у него доныне.
И есть меня быки и ослы, овцы, рабы и рабыни. И я шлю тебе, господину моему, эту весть, чтобы снискать твое благоволение”.
Посланники возвратились к Яакову. — Мы пришли к твоему брату Эсаву, — сказали они. — Он также идет тебе навстречу, и с ним четыреста человек.
(400 - гематрия последней буквы алфавита "тав" и здесь символизирует последнее, решающее слово. Тебя понял, но последнее слово - за мной)
- ход Яакова получился не очень удачный.
Ход 2.
Яаков: "32.8. И затрепетал очень и тесно стало ему.
И разделил народ, который с ним, и весь скот на два лагеря. ...".
Тут выделены два страха: он затрепетал - что Эсав убьет его
 - и "тесно стало ему" - он боится убить Эсава.
И 
Яаков обращается к Эло'им за спасением.
Он не уверен, что ранее полученные благославения еще в силе, т.к. он не выполнил условия своевременного возвращения (опаздывание - чисто еврейская черта).
Он планирует задобрить Эсава богатыми подарками - дать взятку.
И отправляет навстречу Эсаву, семь караванов - один за другим с интервал
ами
И когда увидит Эсав, и спросит: А чей это караван и куда идёт.
То ему отвечают, это караван Яакова, раба твоего. 
А направляемся мы с поклоном к его большому брату Эсаву. И так повторял каждый из караванов.
Идет беспрецедентное унижение перед Эсавом. (а мы и по сей день откупаемся от Эсава взятками).
Яаков морально, раздавлен. В таком состоянии в Эрец Израэль вход невозможен. Нужна борьба, чтобы дать ему почувствовать свою силу.

"32.23 И ночевал он в ночь ту, и взял жен своих и 11 детей своих (а Дину спрятал от Эсава),  и перешел Ябок (западный приток Иордана)".
Он всех и вся перевел через речку, но затем вернулся за какими-то забытыми безделушками.
"И остался Яаков один. И боролся Муж с ним до поднятия зари".
- опять Яаков бессмысленно задерживается, и это приводит к нападению на него малах (ангела) Эсава. 
Ашем устраивает ему борьбу, чтобы научить его воевать, укрепить его, вывести его из рабского состояния. И малах 
Эсава, видя, что не побороть ему Яакова, использует запрещенный прием - вывернул ему сустав бедра. 
"И сказал малах: отпусти меня. ибо поднялась заря.
- Благослави меня, тогда отпущу
". (Поднятие зари - символ освобождения. Как в "Интернационале").
Солнце восходит - теперь Яаков диктует свои условия.
И он хочет получить качество Эсава - умение воевать.
"И сказал ему малах, не Яаков будет имя твое, а Израэль, потому, что ты боролся с Эло'им и с людьми, и смог".
(Исраэль - Иср  (будет победа - в будущем) и Эль (одно из Имен Всевышнего, означающее "Силу управления").
т.е В будущем проявится Правление Силы Всевышнего. Это и есть "последнее слово").
И блогословил его там.
Яаков чувствует огромный духовный подъем, он сравнялся с Эсавом.
Теперь можно и Эсава всретить.
"33.1 Яаков поглядел и увидел, что приближается Эсав, и с ним 400 Мужей....
А он (Яаков) пошел перед ними и распластался к земле семь раз до подхода его к брату своему
".
Семь - это полнота мира. Т.е. он опять пошел на полное унижение. Хотя силы, хоть отбавляй.
(И так повелось - Израиль с его военной мощью, идет на постоянные унижения перед всякими сбродом).
"И побежал Эсав на встречу, и обнял его, и поцеловал, и плакали".
Эсав увидел, приниженного, хромого брата и жалость подступила к нему.
Такой Яаков ему не страшен.
Миру мир.

И разошлись они своими дорогами, Эсав в Сэир.
А Яаков в Суккот. Но затем (через год) вместо того, чтобы идти на юг, к отцу в Хеврон, он идет на север в Шхем, в надежде найти жениха для Дины.
Он полагает, что в Шхеме живут потомки учеников Авраама - достойные люди.
И он расселился там.

"34.1 И вышла Дина, дочь Леи, посмотреть на дочерей страны.
И Шхем. князь страны. и взял ее, и лежал ее, и мучал ее
".
И понравилась она ему, и  захотел на ней жениться.
Т.е. он ее изнасиловал, держит в заложниках и "мирно" просит у Яакова
отдать дочь за него замуж.

И тут Тора нам показывает правила проведения операции по освобождению заложников.
План был задуман братьями и одобрен Яаковом.
1 - никогда не говорить НЕТ.
2 - тянуть время и готовить операцию по освобождению.
3 - усыпить, ослабить гада, и нанести неожиданный удар.

34.13 И отвечали сыновья Шхему и Хамору (отец Шхема) с хитростью:
не сможем сестру нашу дать не обрезанному.
Пусть всякий мужчина обрежется у вас
.
Тогда, пожалуйста, все наши дочери с радостью пойдут за вас замуж.
И показались хорошими слова их в глазах Хамора и Шема. И сделали так.

"И было в день третий, когда они болели, и взяли Шимон и Леви, братья Дины,
меч свой, и пришли уверенно и убили всех мужчин.
И убили Хамора и Шхема сына его, и взяли Дину и вышли
".
И со всеми братьями своими разграбили этот город.

"И сказал Яаков Шимону и Леви: погубили вы меня и мой дом.
Я мал числом и соберутся на меня и убьют".
"И ответили братья: что, доступной для всех, можно делать сестру нашу?!
".
- Национальная честь превыше всего.
Это единственно верный подход для народа Израиля.
И Эло'им согласился с братьями, и сказал: "Поднимись Яаков с колен. Стань Исраэлем!"
"И они двинулись в Бейт Эль, и ужас Эло'им на городах, которые вокруг них".
- Делай так Израиль, и твоя безопасность обеспечена.
...
И направились они из Бейт Эля в Хеврон, но перед Хевроном у Рахель начались трудные роды. И она рожает сына, и Яаков называет его Биньямин - "сын правой руки Всевышнего".
И умерла Рахель.
Рахель соответствовала Яакову.
Но прийдя в Кхаан, он поднимается на уровень нового имени - Израэль. А это уровень Леи. Рахель умирает.

No comments:

Post a Comment