Saturday, November 5, 2011

Дварим. Дварим.

Мы открываем 5-ю книгу Торы - Дварим.
Книга Дварим резко отличается от всех предыдущих книг Торы,
которые описывают путь зарождения и становление народа Израиль, и диалог его с Ашем через Моше.  Все события и законы, описанные в 4-х книгах Торы пересказаны (как-будто внеземным наблюдателем) в форме, требующей пояснений и сложных логических выводов для их осмысливания.
Теперь, перед переходом евреев через Иордан, когда миссия Моше закончена и за 36 дней до своего ухода из жизни, он решает выступить перед новым поколением будущих строителей Эрец Израэль.
В это новое поколения включены и все будущие поколения евреев до конца времен.
И Моше хочет передать им (нам) все свои знания, полученные на горе Синай.
В книге Дварим он систематизирует их и трансформирует в ясные и доступные всем идеи Торы.
Это его книга. И она для жизни на земле в этом мире, в эрец Израэль.
Как и положено, Моше начинает свою речь с определения места и времени, в котором они сейчас находятся.
1.1. Вот слова, которые говорил Моше всему Израилю в Заиорданье, в пустыне, в степи, напротив Суфа, между Параном, Тофелем, Лаваном, Хацерот и Ди-Заhавом: одиннадцать дней пути от Хорева через гору Сэир до Кадеш-Барнеа. И было (это) на сороковом году, на одиннадцатом месяце, первого числа...

Как бы ненароком Моше замечает - от горы Синай до Эрец Исраэль 11 дней пути...
Но растянулся он на полных 40 лет.
На протяжении всей книги Дварим Моше будет возвращаться к этой теме - поступку разведчиков, и он хочет быть услышанным и через столетия и тысячелетия.
Потому что нет выше цели, чем Эрец Исраэль.
И он напоминает:

1.6. Ашем Всесильный наш, говорил нам… полно вам жить у горы этой! Развернитесь, и идите… до реки Эфрат... идите и овладейте страной, о которой я поклялся отцам вашим, дать им и потомству их после них!  
Хватит вам сидеть у этой горы... есть дела поважнее.
В этой главе Моше затрагивает только ключевые моменты их похода, те что станут необходимым элементом их жизни в эрец Израэль .
...И сказал я вам: Выберите себе людей мудрых и разумных, и знатных в племенах ваших ... и я поставлю их во главе вас.

 И назначил Моше начальников сотен и тысяч и судей достойных и справедливых.
- Без суда и административной власти государство существовать не сможет.
И далее Моше рассказывает историю посылки разведчиков.
1.22. ... Но подошли ко мне все вы и сказали: пошлем людей перед собой, чтобы разведали они нам страну ... И понравилось мни слово это...
Но не захотели вы подняться и воспротивились повелению Ашем
.
Мы знаем, чем все это закончилось. Но здесь Моше берет ответственность на себя. Он глава, он дал добро. И потому "И сказал Ашем: ... не войдет всё то поколение в землю эту хорошую. ... И ты Моше, тоже не войдешь туда!".

Моше не вспоминает ни Золотого тельца, ни Кораха, ни другие скандалы. Это все местные проблемы.
Только отказ войти в Эрец И
сраэль имеет воистину вселенский масштаб. 
Что еще удивительное в этой книге, что всё учение, которое Моше упаковал в Дварим, это не только законы и наставления, но и символическое определение всей последней истории Еврейского народа.
Виленский Гаон показал, что десять глав книги Дварим предсказывают то, что произойдет в последние тысячу лет нашей шеститысяч
елетней истории.
Каждая новая глава даёт характеристику одного, своего столетия и увяжет эти эпохи с их духовными корнями.
Например, глава Дварим отображена на столетии 1240-1340г. (5000-5100 евр. календаря).
Следующая глава Ваэтханан укажет на события столетия 1340-1440г. (5100-5200)
На время, в которое мы сейчас живем укажет глава Ницавим-Ваелех: 1940-2040г. (5700-5800).
А последняя глава Браха, укажет на последнее столетие нашей истории 2140-2240г. (5900-6000) и для обновленного человечества начнется новый отсчет его времени.
Свет первой главы Дварим отражает историческую эпоху в которой жили великие мудрецы, такие как раби Моше бен Нахман - Рамбан. В эту эпоху появились книги, определившие всю дальнейшую еврейскую жизнь - Шулхан Арух и основная книга каббалы - Зоар.

No comments:

Post a Comment