Saturday, November 5, 2011

Дварим. Реэ.

В предыдущих первых трех глава Дварим Моше напомнил главные события исхода и изложил основные законы для жизни в Эрец Израэль.
Глава Реэ открывает следующуя группу из трех глав, в которых будут изложены 170 мицвот переданная Ашем для всех поколений для овладения этой Землёй и их удержания на ней.
Реэ на иврите — Смотри.
11.26. Смотри, Я даю перед вами сегодня благословение и проклятие. Благословение (браха) – если послушаете мицвот Ашем, Эло'им вашего, которые Я приказываю Вам сегодня.
И проклятие (клала) – если не послушаете мицвот Ашем, Эло'им вашего, и сойдёте с пути, который Я приказываю Вам сегодня.
- Одна деталь, в одном обращении сперва "Смотри" единственное число, затем "предлагаю Вам" - множественное число.
И раби Менделе из Коцка говорит: "Давать" - дают всем поровну, но видит каждый по-своему. Человек видит в соответствии с тем, каков он…".
11.29. И будет, когда приведет тебя Ашем, Эло'им твой, в землю, в которую ты приходишь наследовать, то дашь благословение на горе Гризим, а проклятие на горе Эйваль....
Эти горы расположены в Шхеме. И после перехода колен Израиля через Иордан, Йошуа бен Нун устроил на горе Эйваль первый жертвенник Ашем. И позже он выполнил приказ Моше, собрав весь народ на горах этих. И зачитал с горы Эйваль проклятия, а с горы Гризим благословения народу Израиля.
Вообще, эти две горы расположенные рядом и дают потрясающий, поучительный образ благословения и проклятия. Они обе порядка 900м. высотой. Обе вырастают из одной и той же почвы, обе получают одни и те же осадки – дождь и росу. Одни и те же воздушные потоки проносятся над ними; одна и та же пыльца опыляет их. И тем не менее Эйваль остается абсолютно бесплодной, тогда как Гризим покрыта до самой вершины буйной растительностью. И когда евреи двигались по Эрец Кнаан вид этих двух гор преподавал им наглядный урок слов Моше.

Моше продолжал: Ты народ выделенный для Ашем. ... потому:
14.3. Не ешь всякое отвращение! Вот животные, которых вы можете есть: бык, овца и коза, серна, олень, яхмур, акко, дишон, тео и земер. И всякое животное с раздвоенными и полностью расщепленными надвое копытами, отрыгивающее жвачку, - такое животное можете есть. Всякую чистую птицу вы можете есть.
Это ешьте из всего что в воде: всякое, у кого плавник и чешуя, ешьте.
А у которого нет плавника и чешуи - нечист он для вас.... Не ешьте всякую падаль... не вари козленка в молоке матери её...
- Вот вам и основа кашрута. Евреи в этом мире - поднимающиеся в будущее. Энергия их духовного подъёма идет от приобретаемых качеств. И вместе с нашим подъёмом поднимается и весь окружающий нас мир. 
Потому еврейская диета исходит из принципа - Я то, что я ем.
Есть птицу, мясо это заповедь, это единственный способ передать часть нашей духовной энергии животному.
Но если я съел агрессивное, не чистое животное, я сам становлюсь таким - оно становится частью моей личности.
Например. Копыто - это орудие убийства.
И если оно ослаблено раздвоением, то это ослабление природной животной агрессивности.
Жвачка. Обычно у животных жадность в еде. Но наши коровки пережевали, отрыгнули, снова пережевали - это Терпение.
Потому мне важно весьма, как я их ем.
И исключения - заяц, свинья .. - не ешьте. У них есть одно свойство, но нет другого.
В них нет требуемой цельности.
Мир вокруг нас может подняться только через человека.
И разрешенные животные - те, которые я могу поднять до своего уровня.
Иначе, они потащат меня к себе.
Идет процесс преобразования пищи в духовную энергию, и когда-то в будущем исправленный человек сможет поднять животных до такого уровня, что есть их уже будет нельзя.
Такое состояние было до Потопа. Но человек затем упал, и вместе с ним упал и животный мир.
В новый мир перебрались лишь те животные, которые соответствовали семье Ноха.
Но если Тора разрешила ему их есть, то это проливает свет и на духовный уровень всех послепотопных поколений.

14.22. Отделяй десятину от всех плодов посева твоего... и ешь перед Б-гом на месте, которое Он изберет..., чтобы научился ты бояться Б-га во все дни. ... В конце семи лет делай Шмиту.
- В первый, второй, четвертый и пятый годы семилетнего цикла "шмиты" народ Эрец-Исраэль, должны были выделять десятую часть своего урожая и приносить ее в Иерусалим (место, которое затем выбрал Ашем для Храма), и там съедать.
- В третий и шестой годы эту десятину отдавали беднякам.
Цдака - помощь бедному, это еврейский знак отличия, выражающая внутреннюю сущность евреев.
Наша глава соответствует управлению на уровне Хесед — милосердие Ашем.
А на исторической шкале это период 5300-5400г.(1540-1640г.)
В этот период времени учения открытой Торы и кабалы просто расцвели. В это время жили рав Йосеф Каро и Моше Иссерлис, написавшие Шулхан Арух. В этом же столетии жил величайший из кабалистов — Аризаль. Интересно, что в этой недельной главе описано множество заповедей, относящихся именно к земле Израиля и к плодам урожая, выросших на ней. Именно в этом столетии в Израйле, в городе Цфат основались большие общины (где жили и Аризаль и р.Йосеф Каро) и решались многие вопросы связаные именно с плодами святой земли.
Интересно также, что в этой недельной главе обсуждаются законы о лжепророке. И их в этом столетии хватало. Возможно, один из них был выкрест Нострадамус.

No comments:

Post a Comment