Saturday, November 5, 2011

Бемидбар. Хукат.

Прошли годы. Умерло почти все старое поколение, не пожелавшая входить в эрец-Кнаан.
И в этой главе описан последний 40-й год странствий по пустыне. Т.е. Тора рассказывает только о первых двух годах и о последнем годе их похода.
Что было между этими периодами - тайна, наверное,  ничего важного.
И готовился Израйль выйти из пустыни в реальный мир, где ему предстоит
вступить в политические и идеологические отношения (гл. Балак) с другими народами.
Политика - это война, значит иметь убитых.  И глава Хукат, это рассказ о подготовке к войне.
И  Ашем предлагает своему народу средства уменьшения смерти, дабы мог Ашем пребывать среди них.
19.1.И говорил Ашем Моше и Аарону так: вот основной закон Учения, о котором повелел Единый, говоря: возьмите себе красную корову, у которой нет изъяна, и пусть ее зарежут и сожгут, и пеплом ее, растворенным в воде, пусть будет очищен всякий прикоснувшийся к трупу какого-нибудь человека или к чему-то нечистому. ... А кто, не очистившись, войдет в Храм, та душа истребится из среды Израиля.

Закон о красной корове называется в Торе "хок". Этим словом Тора называет  заповеди, которые не поддаются рациональному осмыслению.
Традиция рассказывает, что царь Соломон, которому была открыта вся мудрость нашего мира, не смог до конца понять смысл законов о красной корове. Думается, что он лукавил, дабы возбудить исследовательский интерес у знатоков Торы. Конечно, в первую очередь, этот закон, приказ Ашем. Красивых символических (мидраши) и мистических пояснений к законам о духовной чистоте достаточно. Но сам его механизм все же скрыт от человеческой логики. Трудно понять как работают часы, пока они в футляре.
Я приведу один из символических смыслов этого закона.
- Взята красная Корова, но не бык. Корова дает потомство - дает жизнь.

- Красный цвет - цвет жизни. Ни какой примеси других цветов - чистота, полнота жизни.
- Полностью сжигаем ее. Полнота жизни ликвидируется.
- Подбросит коэн в костер кусочек от самого большого дерева - кедра. И туда же от самого маленького дерева - иссопа. И червленное..- краска из особого червя. Т.е. берем весь диапазон животной и растительной жизни и все это ликвидируем тотально - до пепла.
Пепел - это то, что ни с чем больше не соединяется.
- Дальше берется глинянный сосуд и засыпают туда пепел и наполняют живой водой (из источника, родниковая вода).
И это намёк на возр
ождение мертвых. Глинянный сосуд - намек на человеческое тело. Пепел - уничтоженная жизнь, а живая вода - символ новой жизни, новой души, которую вливают в это тело. Человек - это тело + душа. 
Но сам переход от смерти к жизни, механизм возрождения - это загадка. И это то, что говорил Шломо - потому что есть вещи, которые по определению, выше нашего понимания. И это хок.
Но схему очищения можно попробовать объяснить:
Смерть - это разрыв связи души и тела, и это шок, травма для живых.
И такое духовное потрясение, приводит к уменьшению части вашей жизни - и это называется тума. И очищение от тумы - это умение немножко возродить вас от смерти.
В Торе нет объязанности всегда быть чистым.
Но если нужно войти на территорию храма, то необходимо пройти очищение.
Территория храма - место, где присутствует максимальная жизнь.
И если мы войдем не очистившиеся, то не сможем это перенести.

20.1. И пришли сыны Израйля в пустыню Цин в 1-ый месяц, и разместились в Кадеше. И умерла Мирьям, и похоронена была там. И не было воды для общества, и собрались они против Моше и Аарона.
... И сказал Ашем Моше и Аарону - возьми свой посох, и скажи скале, перед глазами обшины, чтобы дала она воду, и возьмешь из нее воду

Такое уже было в книге Шмот - не было воды, и взял Моше посох и ударил по скале и пошла вода. Но тогда перед Моше была толпа бывших рабов, которые понимают одну форму управление - силу, диктатуру.
Сейчас перед Моше новое поколение свободных людей.
И Ашем предлагает Моше и Аарону на выбор два варианта.
Если ты относишься к ним, как к новому поколению - у которого есть глаза, ум, и ты считаешься с их мнением, то говори перед их глазами со скалой. Они молодые, умные и все поймут, и это будет их участие в управлении. 
Но если ты продолжаешь считать их толпой рабов, то будешь действовать своим посохом - силой. Ударишь по скале и вымешь из нее для них воду, и  напоишь общину и их скот их. ... И выбрал Моше насилие.
20.13.И сказал Ашем Моше и Аарону - за то, что вы не освятили меня на глазах сынов Израйля - вы не введете общину эту в землю, которуя я даровал им.
Для входа в Эрец Израэль, нужны другие лидеры, нужно новое мышление.
Но это не есть наказание им. Они прожили длинную, полную жизнь, и они настолько велики, настолько высоко стоят над всем народом, что просто не могут относиться к ним как к равным. О том, что они не войдут в эрец Израэль, они знали еще после перехода через море.
Как всегда, это урок не для Моше, а для нас с вами.
А введет народ в Эрец Израэль ученик Моше Йошуа, который им намного ближе.
Сказано - лицо Моше, как лицо солнца, а лицо Йошуа, как лицо луны.
Когда солнце светит, кроме него, ни звезд, ни планет, ничего не видно.
Когда луна - виден весь небесный мир.
...
И пришли сыны Израйля к границам земли обещаной Ашем, через народы живущие в этих краях. И вступали с ними в переговоры и воевали с ними, если те вставали притив. И завладели многими их городами.
А у горы Ор умер Аарон по слову Ашем, и передал он свою одежду сыну своему Элазару. И оплакивал весь дом Израйля Аарона 30 дней.
И дошел Израэль до границ Эрец Израэль, и расположился станом в степях Моава, по ту сторону Иордана, напротив Иерихона.

No comments:

Post a Comment