Saturday, November 5, 2011

Бамидбар. Корах.

Глава Корах является прямым продолжением главы Хукат, в которой
за отказ евреев войти в землю кнаанскую Ашем приговорил их к 40-летнему скитанию по пустыне.
И на волне всеобщего замешательства и разочарования на сцену Торы выходит левит Корах и его компания.
"И взял Корах из Леви ... и Датан и Аверан - из колена Рувена, и 250 мужей из сынов Израэля.
И собрались они против Моше и против Аарона и сказали им:
Вы берете на себя слишком много, ибо вся община - все святы".
И говорил Моше с Корохом и со всеми. И понял, что он хочет.

Смысл претензий Кораха - все в еверейском народе святы и  равны перед Ашем. И потому все имеют право работать в храме и в святая святых, работу в которой узурпировали коэны - Аарон и его сыновья. 
Это ты Моше сам выдумал для своих родственничков прибыльное местечко в мишкане.
Долой буржуев, бюракратов! Вся власть советам.

И это доканало Моше - "и упал он на лицо своё".
И ответил он Кораху - а что вам левитам плохо.
Ашем приблизил вас к себе, дал вам работу в Мишкане, так вы и коэнства захотели. Полно вам.
И сказал Кораху и его 250 товарищам - у Ашем прием утром. Приходите завтра, каждый со своей жаровней к жертвеннику и поместите в них огонь и  воскурения. Кого изберет Ашем - тот свят. Остальные, извинити, не жильцы.

Так кто же есть кто в этой истории.
Главный возмутитель Корах. Он человек огромного духовного потенциала, баловень судьбы, но его гнетет зависть к месту, которое занимает Аарон. Ему открылось, что от его семени произрастет целая цепь духовных гигантов. Значит он выше Аарона и даже Моше - так что, братцы, вас здесь не стояло.
И трагические события происходящие в стане - это только их вина, и Корах (от лица всего народа) требует их отставки. Он видит себя на месте Аарона и не верит, что Ашем - начальник отдела кадров мишкана. Иначе ОН выбрал бы его, а не Аарона.
Это интерестно. Все видят присутствие Ашем внутри стана, но никто не может поверить, что ОН занимается такими мелочами, как назначения на должности, чистотой в стане и т.п. Ведь разговор Ашем с Моше идет на мыслительном уровне. Кто слышит. И дабы заполучить поддержку профсоюзов, Корах выдвигает красивую идею равенства всех евреев перед Ашем.
И это основная тема этой главы.
Этот мир построен на принципах выделенности. Без этого нет движения вперед. Если нет первых, то где ориентиры. Начинается застой.
И рав Кук отмечает, что Корах - это точка на линии от Каина до Иесуса.
Их лозунг - все в этом мире одноценны. (М.Горбачев, когда гулял по Израйлю в интервью пошутил, что он приехал на встречу последнего коммуниста, с первым - Иесусом). Отбросив идею выделенности еврейского народа, хрестьянский мир получил тысячилетие жуткого застоя.

А что есть Датан и Аверан? Они не принимают власть Моше. Этого египтянина нужно убрать, унизить. Без почему. Тогда им будет хорошо. Ненависть и зависть не дает им жить.
Но 250 сынов Израэля - ничего к Моше и Аарону не имели. Они просто увидели возможность попасть в Мишкан и приблизиться к Творцу, и умереть. Повторить подвиг сыновей Аарона Надана и Авиу, сгоревшими у шатра откровения. Что может быть прекрасней такой смерти.
Нам этого не понять.

И на утро, все мужи эти взяли свои совки, положили на них благовония и встали у входа в шатер с Моше и Аароном.
А где Корах? А Корах созвал всю общину у входа в шатер.
- Он настолько уверен в своих притензиях, что ожидает падения Моше на глазах у всей общины. И затем они выберут его, Кораха, своим духовним лидером. А нести свой огонь? - ему дорога его жизнь. Иначе для чего все это.
...
И явилась слава Ашем, а вокруг его обители черт знает что.
И стал Моше успокаивать Его - если один человек грешит, будешь ли ты гневаться на всю общину.
...
И сказал Ашем. Отступите от жилищ Кораха, Датана и Аверана.
... И разверзнулась земля под ними, и поглатила их, и дома их, со всем что у них было. И исчезли они из среды народа.
(Хотя в тексте главы о гибели самого Кораха прямо не говорится)
И вышел огонь от Ашем и пожрал 250 мужей, принесших смеси благовоний.

И на следующий день, возраптало все общество на Моше и Аарона обвинив их в смерти 250 мужей. Прямо, кризис власти, арабская весна 2011.И показалась слава Ашем, и напустил он мор на всю общину, чтобы уничтожить ее. И пали Моше и Аарон ниц, прося пощады для народа.
И послал Моше Аарона взять совок от жертвенника и бегом в стан. И Аарон, рискуя своей жизнью, взял совок с огнем от жертвеника и побежал в гущу общины и встал между мертвыми и живыми, пока не остановился мор. Огонь жертвенника - останавливает смерть.
И умерло от мора 14700 человек.  Вот такая поучительная драма.

No comments:

Post a Comment