Saturday, November 5, 2011

Дварим. Экев.

Вся эта глава, переполнена условиями - .. если будешь выполнять Мои мицвот, то будет тебе хорошо, иначе, пинай на себя.
Такое обращение, похоже на обращение любящего отца к хорошему, но непутёвому сыну.
Да и слово Экев на иврите - следствие (вследствие).
Т.е. в этой главе речь пойдет о причинно-следственной связи между поведением человека и его успехами или провалами - мера за меру. И этот закон запечатан в гематрии слова Экэв = 172. 172 это 86 + 86. Где 86 - гематрия имени Эло'им. Он либо судья, либо награда.  В этом вся идея мирового баланса.
И говорил Моше:

И будет, как послушаете суды эти будете хранить мицву и законы,
то благославен будешь из всех народов, не будет у тебя бесплодного и бесплодной, и в скоте твоём. И снимет Ашем с тебя всякую болезнь, а всякие недуги Египта злые, не наложит их на тебя, а даст их на ненавистников твоих
.

Моше напоминает, что Целитель — это одно из имен Всевышнего. Он, кто поддерживает наше здоровье: И отдалит Всевышний от тебя всякую болезнь…, если будешь ты в гармонии с этим миром - Эло'им твоим.
И продолжает Моше:
И помни дорогу, которой вел тебя Ашем, Эло'им твой уже сорок лет по пустыне, чтобы мучать тебя, чтобы испытать тебя, чтобы знать, что в сердце твоем: будешь ты хранить мицвот или нет.
- Без такого испытания, не возможно будет выжить в Эрец Израэль, где
соблюдение мицвот Торы - это не только условие жизни на этой земле, но и сама цель.
Все заповеди были даны нам для соблюдения в Эрец Исраэль. Заповеди исполняемые в галуте обеспечивают нераствориммость евреев в чужой среде.
И далее:
... Ашем приводит тебя в страну хорошую, страну потоков вод, ... страну пшеницы и ячменя, ... И будешь есть и насытишься, и благословишь Ашем, Эло'им твоего, за страну хорошую, которую дал тебе. Берегись себе,

чтобы не забыть Ашем, храни мицвот и суды Его, которые я приказываю тебе сегодня!.
- Благодарить Ашем после еды - это приказ.
Это одна из наиболее известных повелительных заповедей - читать специальное благословение (биркат-амазон) после трапезы с хлебом.
Перед едой также нужно произносить благословение; это следует из принципа каль-вахомер ("тем более"): если сытый обязан произносить благословение, то тем более это должен сделать голодный (он испытывает большее чувство благодарности к Всевышнему).
Но зато, когда мы произносим благословение Ашем, мы создаем канал обратной связи между нами и остальной Вселенной и Ашем. И наше знание о нем воздействует на мир и на нас самих. И через это знание, через нашу благодарность Ашем на мир снисходит его доброта (хесед) и милосердие (рахамим).

Затем Моше припоминает нам историю золотого тельца:
И при Хореве сердили вы Ашем, и разгневался Ашем на вас, чтобы истребить вас. Когда я взошел на гору, взять скрижали каменные, скрижали союза, который заключил Господь с вами...
И было, по окончании сорока дней и сорока ночей дал Господь мне те две скрижали каменные, скрижали завета. И сказал мне Господь: встань, сойди скорее отсюда, ибо развратился народ твой, который ты вывел из Египта.
В словах "развратился народ твой" (то есть "твой", а не Мой) был упрек самому Моше, что его египетские поклонники последовали за ним. Ведь инициатива поклонения тельцу исходила именно от них, от "эрев рав". На их слова в книге Шмот: "И сказали они: Вот твои божества" Раши пишет: не сказано "это наши божества", а указано, теперь это будут "твои божества". "Эрев рав" сделали золотого тельца, а затем запутали Израиль, чтобы и он следовал за ним.
Они пошли за феноменом Моше. Их абсолютно не интересовала какая-то абстрактная идея - Эрец Израэль. И когда Моше задержался, они создали невероятную панику и в такой атмосфере евреи необдуманно последовали за ними. 
И непрерывно, повторяет Моше, пожалуйста, храните всю мицву, которую я приказываю тебе сегодня. Ведь это ради того, чтобы продлили вы дни на Земле, в которую Ашем приводит вас.
Потому что Страна эта - не как страна Египет, где посеешь семя твоё и польешь и будет как сад зелени.
А Эрец Израэль страна гор и долин - от дождя небес будешь пить воду.

... И если будешь любить Ашем, то даст он дождь во время его.

И даст траву в поле твоем для твоего скота, и будешь есть и насытишься. ...

Иначе берегись - не будет дождя и земля не даст урожая.
- Дожди в Эрец Израэль, это функция от морали народа и его вождей.
Это открытый вид диалога с Ашем. И если Ашем прикрутит на верху краник,
никакие самые современные средства сбора воды не помогут.
И далее:
"И положите слова мои эти на сердце ваше и на душу вашу, и повяжите их знаком на руку вашу, и будут они украшением между глазами вашими;
И учите им ваших сынов говорить о них, сидя в доме твоем и идя дорогой, и ложась и вставая.
И напиши их на косяках дома твоего и на вратах твоих
;

- Уже который раз в Торе напоминается заповедь о тфилин - одна самых важных мицвот.
Талмуда говорит, что исполнение тфиллин равносильно исполнению всей Торы. Потому как человек нуждается в напоминаниях о его связи с Ашем.
В субботу, это шаббат, в будни – тфиллин.
Мидраш рассказывает - Сказал народ Ашем: мы бы рады изучать Тору днем и ночью, но нет у нас времени.
Сказал им Ашем: исполняйте заповедь тфиллин, и Я засчитаю вам, как если бы вы все время проводили в изучении Торы.
А пророк Ошайи объясняет, что тфиллин, некое подобие обручального кольца, знак посвященности Всевышнему.
В главе Дварим я рассказывал кабалистическую идею Виленского Гаона, что 10 глав книги Дварим имеют своими духовными корнями соответствующий уровень сфирот мира Асия. И они предсказывают пути каждого столетия последнего тысячелетия истории от 5000г. до 6000г.Все уровни сфирот можно отобразить на человеческом теле: голова - туловище - ноги.
Голова - это идеи. Тело - чувства, действия. Ноги - потенциал, движение в будущее. 
Каждый из этих элементов тоже можно поделить на три уровня и т.д.
На уровне головы отображаются три первых сфирот - кэтер, хохма, бина.
И первые три наши главы были посвящены мыслям о целях прихода в Эрец Израэль и соблюдения мицвот там.
Глава Дварим - начало, свет идей. Это был уровень Кэтер.
Прошлая глава Ваэтханан была на уровне глаз и слуха - мы видели и слышали. И это уровень Хохма - сторона милосердия.
Наша глава Экэв - строгий разговор - функция рта, который уровень Бина и которая на стороне суда: Если же мы забудем Ашем, то будем уничтожены.
И отражена эта глава на годах 5200г.-5300г. (1440-1540 гг.), период буйства инквизиции и изгнания евреев из Испании. При этом евреям предлагали выбор: либо принятие хрестьянства, либо изгнание. И большинство евреев предпочли первое.



No comments:

Post a Comment