Saturday, November 5, 2011

Бамидбар. Беhаалотха.

Мы начнем книгу Бамидбар с главы Беhаалотха.
В предыдущей книге Ваикра евреи у горы Синай в течении года постигали законы Торы, получаемые через Моше. Был построен Мишкан, утверждены коэны - Аарон и его сыновья, распределены объязанности левитов.
Все готово для похода к главной цели выхода из Египта - Эрец Израэль, где они должны стать народом Всевышнего.
И книга Бамидбар описывает основные события этого похода.
Бамидбар - это книга дороги, длинной дороги в дюнах.
А в трудной дороге часто возникают проблемы и проявляются характеры людей - "там поймешь, кто такой". 
А главным действующим лицом в пустыне - левиты. И во главе народа Моше, Аарон и Мирьям - левиты. Аарон - главный коэн и по совместительству глава колена Леви.
Левиты стоят между коэнами и народом Израйля, обеспечивая ему связь с Ашем.
И если колено - Иегуда будет играть главную роль в эрец Израэль, то колено Леви хозяйствует здесь в пути. Оно вторичное.
Израйль - цель, дорога - средство.
И в нашей парше Беhаалотха ее вторичность показана в двойках даты начала похода:
10.11. И было, во второй год, во второй месяц, двадцатого дня поднялось облако от шатра откровения. И двинулись сыны Израйля в походы свои из пустыни Синай, и опустилось облако в пустыне Паран. И двинулись они в первый раз по указанию Ашем (через Моше)". И каждое колено шло под своим знаменем.
Красиво.
10.33. И отправились они от горы Ашем, три дня пути, а ковчег союза шел перед ними на три дня пути впереди них, чтобы найти для них место отдыха. А облако Ашем было над ними днём, когда двигались они из стана.
- т.е. в основном лагере несли ковчег союза, который сделал Бецалель, и в которых находились скрижали. А в переднем отряде несли второй ковчег, который сделал Моше и в котором находились разбитые скрижали. И с этим ковчегом и выходили евреи на войну.
И был их путь извилист и непредсказуем, и шли они туда не зная куда, и за тем - не знали зачем.

"И стал народ как-бы роптать на бога...".
Напомню, что словом "народ", Тора называет египтян вышедших с евреями из Египта и евреев ведуших себя как египтяне.
И за их разговорчики в строю "возгорелся гнев Ашем и начался пожар на краю стана. И возопили они к Моше, и помолился Моше Ашем и погас огонь".
Наверно, горел песок под ногами - своими силами потушить не могут. Нужна помощь Моше.

Но это только цветочки.
11.4. А сброд, который среди них, стал проявлять прихоти, и снова заплакали сыны Израйля - кто накормит нас мясом?...
Хуже чем народ - сброд, который подстрекает евреев против Моше.
И здесь действительно разгорается драма. Идет необоснованные требования к Моше - хотим мясо. Надоел нам этот ман. Пусть его космонавты жуют, от него в туалет бегать не надо. А мы хотим нормальной человеческой пищи.
Дай нам, иначе уйдем домой к родине-маме Египет.
11.11. И стало Моше это прискорбно. И сказал Моше Ашем: зачем ты сделал зло рабу твоему... что возлагаешь бремя всего народа этого на меня... откуда у меня мясо накормить их....
Странно, ведь даже после истории с Золотым тельцом, Моше заслоняет собой народ перед гневом Ашем, как мать дитя своё. Но сейчас он в растеренности от их наглости.
У них есть все. Они сыты, обуты. Многие двигаются со своим скотом.
Потерпите немного. Придете в Эрец-Израэль будете есть это ваше мясо.
А сейчас у вас есть ман.
И было две категории евреев - одни собирали ман и ели, и был вкус этого мана какой душа желает. Другие же собирали ман и толокли его в ступе, и варили и делали из него лепёшки в масле. Эти не доверяли Ашем. Но сыты были все.
И сейчас им просто нравилось допекать Моше, испытывать его терпение.  
Но говорят мудрецы, это Ашем сам испытывал Моше на роль Машиаха, назначение которого ввести евреев в эрец-Израэль и завоевать его.
Говорится в Талмуде, что при приходе Машиаха, наглость людская будет беспредельна. И Машиах тот, кто сможет эту наглость обуздать, повернуть ее в позитивное русло. Моше же этот экзамен на вход в эрец Израэль не сдал. Подвела его мясная проблема.

И откликнулся Ашем, на стоны Моше и сказал: собери семьдесят человек из старейшин народа, и поставь их вокруг Шатра. ... И сошел Ашем в облаке и говорил с ним. И отделил от Духа, который на нем, и возложил на семьдесят человек, старейшин, дабы несли с Моше бремя народа этого....
И когда овладел ими Дух, стали они пророчествовать, но ненадолго. И оставались два человека в стане, имя одному Эльдад, а имя другому Мейдад, и овладел ими Дух, ибо они были из записанных, но не выходили к Шатру, а пророчествовали в стане. И прибежал отрок (сын Моше), и сообщил Моше, и сказал: "Эльдад и Мейдад пророчествуют в стане!". И отозвался Йеhошуа, сын Нуна, прислуживавший Моше, из избранных им, и сказал: "Господин мой, Моше, задержи их!". И сказал ему Моше: "Не ревнуешь ли ты за меня? О, если бы весь народ Бога был пророками, лишь бы Бог Дал им Дух Свой!".
А ведь они пророчествовали, что Йеhошуа, а не Моше приведет евреев в Эрец-Израэль.
- Вот вам и результат бунта. На верху уже решено отказать Моше в въездной визе в Эрец-Израэль.
А этому прихотливому народу послал Ашем тучи перепелов - ешьте, подавитесь. И противно стало Ашем их обжорство и поразил он их мором весьма сильным.

Но растерянность Моше перед подстрекателями, поставило под сомнение его пророческую уникальность.
"И изрекла Мирьям и Аарон против Моше по поводу кушитки, которую он взял себе в жены. И сказали: разве только с Моше говорил Ашем? Ведь и с нами тоже говорил!".

О чем речь? Ну появилась у Моше ещё одна жена из кушитов (одного из эфиопских племен), которая вышла с евреями из Египта. И осуждая их отношения, в Мирьям пробудилось претензия на лидерство в Израйле. Она "железная лэди",  женский лидер, увидела слабость  Моше, как  руководителя похода и готова заменить его на этом посту. 
"А Моше был скромнейший из всех людей на земле".
12.4. И сказал Ашем, внезапно обратившись к Моше, и к Аарону, и к Мирьям: Выйдите вы трое к Шатру Откровения! И вышли они трое.
И спустился Ашем в столпе облачном, и стал у входа в Шатер, и призвал Аарона и Мирьям, и вышли они оба. И сказал: слушайте слова Мои: если и есть между вами пророк - Ашем в видении открываюсь ему, во сне Говорю с ним. Не так с рабом Моим Моше: во всем Доме Моем доверенный Он. Из уст в уста говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и вид Ашем увидит он….

Никто идущих с Моше был не в состоянии постигнуть истинного его величия.
Он полностью отстраненный от своего Я,  работает на Ашем, как средство прямой связи Ашем и народа Израйля. И нет ему замены.
Но возможность достичь такого духовного состояния - не меньшее чудо, чем разрыв вод моря Суф.

No comments:

Post a Comment