Saturday, November 5, 2011

Бемидбар. Пинхас.

Наша глава, есть прямое продолжение главы Балак, которая заканчивалась жутким ЧП в стане Израйля, загубившее рекордное число евреев - 24т. мужей.
И был подвиг Пинхаса, сына Элазара-коэна, за который, уже в этой главе,  ему даровано завание заслуженного коэна Израйля.
Так о чем это.
По совету Бильама, царства Мидьяна и Моава, в своём страхе и ненависти к сынам Израйля пытаются совратить их и тем самым лишить их защиты Ашем.
Были мобилизованы лучшие моаво-мидьнские девушки, которые и начали совращать наших чистых мужей, в большенстве своем из колена Шимона. Но при этом, и это самое важное в этой операции, девицы просили их пописать на их идола Бааль-Перора. Вот такое было их служение ему - это язык символов. Нам он не привычен.
И как и расчитывалось, возгорелся гнев Ашем, на сынов Израйля и начался мор в их стане.
И сказал Ашем Моше - возьми всех глав колен и повесь их перед Ашем под солнцем.
И приказал Моше судьям Израйля - убейте каждый людей своих, прилепившихся к Бааль-Перору.
Ашем сказал одно, Моше приказал другое.  Позже мы рассморим эту ситуацию.

В общине Израйля не было закона, запрещающий случайные любовные утехи с нееврейкой.
Он не нужен был в пустыне. Но за поклонение идолам - смертная казнь.

И в панике пришли старейшины колена Шимона к своему вождю Зимри - наши ребята погибают.
И Зимри, человек умный и решительный, предлагает свой выход, чтобы останивить смерть в своем собрании.
- Хочешь мидьянку, моавитянку приводи ее в лагерь. 
Разврат не наказуем, а идолов в лагере Израйля нет.
Зимри пытается разорвать связь между блудом и чужой работой (идолопоклонством), и требует разрешить на время контролируемый блуд.
Главное, чтобы люди живы остались. А затем мы постепенно будет поднимать их моральный облик.
Храмовая проституция - было обычное дело во всех царствах-государствах.
В книге Дварим, Моше им эту храмовую проституцию еще припомнит.

Но не учел Зимри, что средство должно быть достойно цели. Иначе цель будет потеряна.
И Моше плачет. Формально Зим
ри прав, но ясно, что это моральное падение. А значит и отрезанность от Всевышнего.
Сейчас вспомним. Моше дал приказ казнить всех виновных в поклоненни Бааль-Перору, но не начальников колен, как говорил Ашем.  И Ашем не возражал.
И здесь Тора,  нам показывают разницу, что говорит письменная Тора и как это реализует устная традиция - устанавливающая мирские законы. Рамбам отмечает такую разницу тем, что, письменная Тора говорит, что по большому счету, за такое-то нарушение кому-то положена смертная казнь, или отрубить руку, или выколоть глаз.
В данном случае - это начальники виновны в разврате своих мужей. Они заслуживают повешания.
В армии, солдаты нарушают - офицера расстреливают.
Но в реальной, в повседневной жизни, всё проще и мягче. Не руку отрубить, а штраф за оскорбление.
И такая суровость законов  в письменной Торе,  дабы ты понял, насколько тяжела данная мицва. Это и есть ее мера, вес мицвы. Нарушил шабат - смертная казнь. В жизни никогда такое наказание не применялось. Но важность этой мицтвы очень высока.
Но если виновники не наказываются, значит вы заодно с ними, значит винават весь народ. Поэтому Моше наказывает виновных и освобождает народ от возмездия.
И вот, когда уже все вроде улеглось, пришел Зимри со своей мидьянской идеей. Как не заплакать.
И увидел Пинхас,  ...  и взял копьё в свою руку....
А имя убитой мидьянки - Козби, принцеса мидьянская.
Тора специально подчеркивает, что даже такие высокие титулы не смогли остановить пыл Пинхаса.
Истинный левит. Хотя время одуматься у него было много.
Ведь пройти охрану Зимри и выйти из шатра живым, мало вероятно.
И это был его подвиг. Его подвиг - полностью положиться на поддержку Ашем. Безумству храбрых, поем мы песню.
Но поступок сей, возбудил механизмы более высокого уровня.
И Пинхас был награжден статусом коэна.
Пинхас ведь родился до возведения Аарона и его сыновей, в коэнское сословие. Это было изменение на генетическом уровне, и потому, только последующее потомство сыновей Аарона могло наследовать этот статус.
Теперь и Пинхас коэн.
  
И говорит Кабала, что 24т. умерших от мора из колена Шимона, паралельно 24т. погибших учеников раби Акивы. Акива был исправлением души Зимри. И тут можно еще много чего добавить. Впрочем, как и после каждой строчки Торы.
И сказал Ашем, враждуйте с мидьянцами и поражайте их. Ибо враги они вам в кознях своих.
 ...
И сказал Ашем Моше и Элизару коэну. Произведите исчисление всего общества сынов Израйля от 20 лет и старше, по отчим домам их, всех поступающих в войско Израйля.
- после этого грандиозного мора, перед входом в Эрец-Израэль, необходимо знать, что у нас осталось в наличии, ибо "для этих разделена будет страна в удел по числу имен".
И исчисленных сынов Израйля было 601730.
И не было среди них ни одного, из наказанных за грех разведчиков. 
...
И под занавес, сказал Ашем Моше. 

Взойди на эту гору и узри землю, которую Я дал Израйлю. И увидишь ее, и приобщишься к твоему народу, как Аарон, брат твой. ...
И возьми себе Иеошуа, сына Нуна, мужа в ком дух. и возложи руку твою на него...
.
И сделал Моше, как повелел ему Ашем. И поставил Йеошуа перед Элазаром-коэном, и передал ему свои обязанности, как повелел Ашем.
Мы уже несколько раз рассказывали, почему Моше не может войти в Эрец Израэль.
Его функция выполнена. А в Эрец Израэль нужны руководители попроще.


No comments:

Post a Comment