Saturday, November 5, 2011

Берешит.Вайешев.

Глава Вайешев или Йосэф и его братья.

"И поселился Яаков в стране проживания отца своего, в стране Кхаан.
Вот родословие Яакова: Йосэф, семнадцати лет, пас с братьями своими мелкий скот.
... и доносил о них худые вести до отца их.
А Исраэль любил Йосэфа больше всех сыновей своих, потому что он сын его старости;
и сделал ему кутонэт полосатый.
И возненавидели Йосэфа братья его и не могли говорить с ним дружелюбно".
- Вся глава, это история конфликта в семье Яакова.
И ключевое слово здесь "и поселился Яаков
".


Яаков устал и расслабился. В прошлой главе, это привело к истории с Диной.
Сейчас, к конфликту братьев.
Яаков решил, что сказанное Аврааму, "потомство твое будет пришельцем в земле чужой, и их будут угнетать и порабощать" - на Яакове уже исполнилось.
Двадцать лет тяжелейшей жизни у Лавана, куда уж больше. Но нет, Работа только начинается.
Его успокоенность немедленно приводит к очень резкой и быстрой реакции "небесного управления" - семейная драма.

Яаков выделил Йосэфа, одел его в кутонэт полосатый (разноцветная одежда) - это одежда принца.
Он видит в нем необыкновенную духовную силу и талант лидера.
И здесь разноцветные одежды означают, что в нём сошлись все цвета, свойства всех душ, их одежды.
И увидел Йосэф два сна и рассказал их братьям.
В первом из них ему представилось, что снопы, связанные братьями, поклоняются его снопу.
И сказали ему братья: "Неужели ты царствовать будешь над нами или править будешь нами?
И еще более возненавидели его за сны его и за речи его".
Но во втором, ему уже кланяются солнце, луна и одиннадцать звезд.
И здесь прямой намек на отца: солнце и луна - это отец в качествах Израэль и Яаков.
Ну это вообще. "Темную" ему бы сделать не помешало.
Сны Йосэфа отражают его идеалогию. 
Ему видится, что братья ведут себя не совсем праведно, чтобы быть новым народом.
Он считает, что так, как были отсеяны Ишмаэль и Эсав, так будут отсеяны и они,
а он станет следующим отцом нации.
Он юный максималист, но братья видят в нем разрушителя зарождающего народа, тянущего их в изгнание.

"И пошли братья пасти стадо в Шхем". - Вав, да это 100 км от Хеврона - до того их все это достало.
А отец посылает Йосэфа проведать братьев для примирения.
"И увидели они его издали, и прежде, чем он приблизился, замыслили убить его...
И сказали друг другу: вот сновидец этот пришел
!"
Их 10 - миньян. Они осудили его единогласно.
- Лучше бы, сначало, тихонько его поколотили. Молодой же очень, но этот недостаток ведь проходит.
Нет, только казнь, настолько опасен он для них, и для будущего мира, как они его видят.  Все, погиб наш юный барабанщик.
Только Реувен был против и сказал им: "не проливайте крови, бросьте его в яму, – дабы избавить его от руки их, чтобы возвратить его к отцу". 
И было, как пришел Йосэф, и раздели куэтон его, полосатый и бросили его в яму, но приговор остался в силе. И отошли и сели есть хлеб.
И увидели приближающийся караван торговцев, 
"И сказал Йегуда братьям своим: что пользы, если убьем брата нашего... продадим его... а рука наша да не будет на нем, ибо он наш брат, плоть наша. И послушались братья его".
- Йегуда лидер, главный среди своих братьев, и он может влиять на их решения. И они согласились.
Но прежде их, торговцы вытащили Йосэфа и привезли в Египет.
И когда подошли, то не было уже его в яме.
Испугались братья и запачкали рубашку Йосэфа кровью козленка и отослали отцу.
Яаков, решив, что Йосэф растерзан диким зверем, "разодрал одежды свои и горевал о сыне своем много лет".
А мидьяне продали Йосэфа в Египет, Патифару Лаврентьеву Палычу, начальнику палачей.

И дальше идут две паралельные истории, о двух путях становления двух еврейских царей - Йегуды и Йосэфа.
И обе истории связаны с женщинами. Одна (Томар) стала проматерью царя Давида.
Другая, могла бы быть, но несбылось.
История первая: "Йегуда и Томар".

Йосэф исчез и братья обвинили в этом Йегуду, как их руководителя.
И поник Иегуда и спустился от братьев своих, к своему товарищу Адулами, кхаанейца.

(Он подымается с долины к Ха, но написано спустился. У нас зря не пишут - это был спуск духовный)
И  вскоре, женился он на кнаанейке и имя ее Шуа.
И родила ему трех сыновей Эр, Онан и Шела.
И вырос Эр, первенец, и взял Йегуда ему жену, и звали ее Томар.
(интерестно, Шуа - названия мужской финиковой пальмы - т.е. бесплодной,
а Тамар - имя женской финиковой пальмы...).
И умертвил Ашем Эр. И сказал Йегуда Онану: войди к жене брата своего,
и сделай ему йибум - восстанови семя брату своему.
Но не дал он семя брату своему и умертвил его Ашем.
И отослал Йегуда Томар в дом отца ее, пока подрастет Шела, его младший сын.
Но Томар понимает, не дадут ей Шелу.
И умерла Шуа, жена Йегуды.
И вот сообщили Томар, что свекр ее поднимается  в Тимну стричь овец.
И переоделась она, накрыло лицо свое и поставила шатер на дороге его.
И увидел ее Йегуда, но не узнал. И завернул к ней на дорогу.
Дай, пожалуста войду к тебе, а за это дам тебе козленка.
ОК, только дай залог - печать твою и шнурок, и посох.
И вошел к ней, и забеременела она. И встала и ушла. 
Послал Йегуда отдать ей козленка, да не нашли ее.
И было, через три месяца, сказали Йегуде, что беременна невестка твоя от разврата.
И сказа Йегуда, выведите ее, и пусть сожжена будет!
(Почему так строго, потому, говорит мидраш, что она была дочь Шема, выполнявшего
роль коэна. Кому многое дано, то и с потомков его сто кратный спрос.
Сейчас, все наоборот). 
И вывели ее, и она тайно посылает Йегуде залог его - от кого это, от того и беременна. (Ее ведут на костер, но она боится опозорить Йегуду).
И узнал Йегуда вещи свои, и сказал: она правее меня.
И родила Томар двух близнецов - и назвал их Перец и Зэрах.
А Перец - есть начало дома царя Давида.
........................................... 

История вторая: "Йосэф и жена Патифара".

И был Г-сподь с Йосэфом, и стал он человеком, преуспевшим (в делах),
и жил в доме господина своего, Египтянина.
И увидел господин его, все, что тот не делает, Ашем дает удачу в руке его.
И он назначил его над домом своим, и все, что у него, отдал в руки его.
Йосэф же был красив станом и красив видом.
И возжелала жена Патифара Йосэфа.
(Ей астрологи напели, что она может стать матерью царя народов,
если будет зачата от Йосефа, раба мужа ее).
И старалась соблазнила его, и схватила его за одежды его, сказав: ложись со мной!
Но он вырвался и убежал, и оставил свою одежду в руке ее (заметьте, опять тут одежда).
Она поняла, что потеряла его, так пусть этот Иври не достанется никому.
И рассказала мужу своему, что этот раб Иври, хотел играться мною...
Потифар не очень доверяет своей жене, потому отправляет Йосэфа в тюрьму,
для заключенных царя (для царских чиновников). И дал начальник тюрьмы, всех заключенных в руки Йосэфа, и все что делают там, он делал. Потому, что Ашем давал ему удачу во всем.
И было, провинились виночерпий царя Египта и его пекарь и кинули их в тюрьму.
И приснились им обоим сны. И взялся Йосэф толковать им их сны.
Одному, главному виночерпию, он предсказывает скорое освобождение и восстановление в должности.
Второму, главе пекарей, он объясняет сон как предсказание о том, что его вскоре казнят по приказу фараона.
Все случилось в точности, как предсказал Иосэф.
Главный пекарь был повешен, а главный виночерпий был освобожден и восстановлен в должности.

А что было потом, мы узнаем из следующей главы.
 ................
Да, не очень гладкие и красивые пути у еврейских царей.
И говорят мудрецы, не может быть у евреев царь, прежде чем не выпачкан в дерьме.

No comments:

Post a Comment