Saturday, November 5, 2011

Дварим. Ки Таво.

В этой главе Моше излагает договор-союз, который Ашем через Моше заключает с народом Израйля.
На Синае был заключен союз, но то была пустыня, а сейчас перед переходом Иордан всё стало по-настоящему, и народ, что стоит перед Моше - новый народ. Договор включает условия получения от Ашем благославений или проклятий.
Хороши благославения, зато количество проклятий здесь приводят в уныние. Их 98.
И если взглянуть на период истории, на которую эта глава отражена - это годы 5600-5700 (1840-1940). Начала массового отхода евреев от Торы. И вся тёмная энергия этих проклятий запустила погромы, Первую мировую войну, разрушения еврейской жизни, Октябрьскую революцию, опять погромы, голод и начало Второй мировой войны.
А начиналась глава красиво и оптимистично: 
26.1. И будет, когда придёшь ты в страну, которую Ашем, Элоим твой, даёт тебе в удел,… то возьми начатки всех плодов земли,… и пойди на место, которое изберёт Ашем (Иерусалимский Храм), чтобы водворить там Имя своё. ... И прийдешь к коэну и скажешь ему, что пришел я в Страну, которую поклялся Ашем отцам нашим дать....
Так Моше приказывает мицву приношения евреями первых плодов своего урожая - Бикурим (первинки).
Нужно приносить только от 7-и видов собранных плодом - пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, оливки и финики. Они появляются в Израйле первыми.
Через "бикурим" человек осознаёт, что всё изобилие земли приходит к нам от Творца. Миссия народа Израйля — прийти в страну, построить Храм, получить изобильный урожай и "…первинки урожая своего вознеси Ашем.".
Это как объязательный оброк Ашем, за использование его земли. Дабы ты помнил во всех поколениях своих, не ты истинный хозяин, и бойся потерять то, что имеешь. А иначе, забудете зачем пришли сюда, и последует неминуемое моральное разложение народа. И тогда не выдержит вас земля эта.
Но "букурим" может быть исполнена лишь тогда, когда существует и функционирует Иерусалимский Храм. Нет Храма — нет и заповеди. Не готов ты к такому уровню близости к Ашем.
И говори Моше, что только сегодня, когда ты приходишь в Эрец Израэль, ты становишься народом выделенным для Ашем, дабы через тебя, через твои благословения, показать миру славу Ашем, Эло'им твоего.
27.1. И будет, когда перейдешь через Иордан в страну, которую Ашем даёт тебе, и поставь себе камни большие и обмажишь их известью.
И напишешь на них все слова Торы этой ... напиши ясно очень.
   И когда Йоашуа выполнил этот приказ Моше - поставил камни на горе Эйваль, и написал на них слова Торы, то было это, как ещё одно принятие Торы.
Мидраш говорит, что Тора здесь была написана на 70 языках.
Имеется в виду, что Эрец Израэль - центр земли. И отсюда Тора будет расходиться по всему миру.
Но камни это и пограничный знак. Граница Израиля, это его Тора и её законы. Выполняющий закон находится внутри Израиля, а не выполняющий должен находиться вне его.
И приказал Моше народу в день тот сказав: По переходу Иордан,
эти встанут благославлять народ на горе Гризим (Шимон и Леви, и Иегуда, и Иссахар, и Йосеф, и Биньямин), а эти встанут на проклятие на горе Эйваль (Рувен, Гад и Ашер, Звулун, Дан и Нафтали).
И Левиты будут внизу, рядом с ковчегом и обратятся к ним наверх.
И ответит весь народ - Амен!
И затем Тора передаёт первые 12 проклятий (а благословения лишь подразумеваются).
- Проклят создающий себе кумира своими руками втайне.
- Проклят заставляющий своих родителей терпеть лишения.
- Проклят нарушающий границы владений другого.
- Проклят направляющий слепого по ложному пути.
- Проклят неправедно судящий иноземца, сироту или вдову.
- Проклят тот, кто переспит с женой своего отца.
- Проклят тот, кто переспит с животным.
- Проклят тот, кто переспит со своей сестрой.
- Проклят тот, кто переспит с матерью своей жены.
- Проклят тот, кто тайно ударит своего друга.
- Проклят берущий взятку, от которой пострадает невиновный.
- Проклят тот, кто не сохранит этого Учения.
(Число 12 наводит на раздумья).
Общее в этой группе проклятий их скрытность от глаз людских - нет свидетелей. Но проклятье может лечь на весь народ.
И мы встречаем в Танахе: "И было это плохо в глазах Ашем (видел только он)".
Но всем казалось, что всё у нас шоколадно - и откуда, только, взялись эти напасти на нас.
И продолжает Моше:
28.1. И будет, если послушаешь Ашем, Эло'им твоего - хранить все мицвот Его, то придут на тебя все благославения эти, и настигнут тебя.
И будешь Благословен ты в городе, и благославен ты в поле.
И благославенна корзина твоя и квашня твоя....
И сделает тебя Ашем головой, а не хвастом, ...
И будешь только на верху, и не будешь внизу....
Все условия благословений относятся только к конкретной земной жизни.
Будьте богаты, сильны, счастливы.
В противовес Египту, где идеал - пирамиды, могилы.
В Торе никакой мистики, загробной жизни, т.п.
Тора - это книга жизни, культ жизни.
Так выбери жизнь.
28.15. Но если не послушаетесь голоса Ашем, хранить-делать все мицвот его, то придут на тебя проклятия эти, и настигнут тебя.
Проклят ты в городе и проклят ты в поле!
Проклята корзина твоя и квашня твоя. ...
И далее следует перечень из более 80 проклятий. Ещё будет их продолжение в следующей главе (начало страшных 1940-х годов).
Читать перед сном не рекомендуется.
Догадываюсь, откуда Алфред Хитчкок черпал сюжеты своих страшилок. Самому придумать такое трудно.
"Так что храните слова Союза этого, и делайте их - ради того, чтобы имели успех вы во всем, что будете делать."

No comments:

Post a Comment