Saturday, November 5, 2011

Шмот. Ки Тиса.

Мы остановились на Синайском откровении, когда Ашем передал народу свои 10 речений.
В следующей главе Мишпатим, Он передает через Моше основные принципы гражданских законов.
Затем Ашем призвал Моше на 40 дневные классы по строительству Мишкана - походного Храма
и правил работ в нем. И этому посвящены еще две главы Трума и Тецеве.
Напомню, что на Синае, народ не смог долго выдержать голоса Ашем.
Уже после двух первых речений им казалось, что душа покидает их, и просили они Моше быть им передатчиком, иначе умрут. Если бы выдержали, то ни Храм, ни Тора им не нужны были.
 
Глава Ки Тиса описывает 39-й день учебы Моше.
И начинается она с правила пересчета евреев.
30.12. Когда вознесешь голову Израэля по подсчету их - дадут Муж выкуп души своей для Ашем. И не будет мора среди них при подсчете их.
Пусть дадут всякий проходящий по подсчетам: по половине шекеля выделенности. В данном приказе Ашем, для пересчета народа Израэля используется половина шекеля - это порядка 10 грамм серебра.
На Синае произошло рождение нового духовного организма - еврейского народа. И по всей Торе проходит лейтмотив отношения к еврейской общине, как к единому целому, от которого нельзя отделять части. Поэтому и нельзя пересчитывать евреев по головам, а только опосредственно, иначе вы как бы выделяете индивидуума из общей связи.
Когда мы называем еврея по имени, мы относимся к нему как к полноценному человеку. Но когда же мы называем число, мы как бы делим общину на безликие части, исчисляем неисчислимое. Можно ли исчислить водоём, выделяя из неё по капле? Эта выделенная часть, сама по себе не жизнеспобна. Каббала сравнивает такое действие с отделением одной буквы от Имени Творца.
Однажды проведенный поголовный пересчет народа царем Давидом, привел к огромному мору среди евреев - 70т. человек.

Это правило подсчета относится только к пересчету всего народа, но по традиции его иногда используют и в бытовых условиях, например, считают карандаши в их руках или по кипам, или ни раз, ни два, ни три... Но это уже смахивает на суеверия.

Затем Моше получает указания сделать медный умывальник и его подставку из меди для умывания рук и ног коэнов (Это же о нем - умывальников начальник и мочалок командир). В храме работают босиком, и Аарон и его сыновья при приходе их в шатер Встречи или перед другими церемониями, должны умыться. Иначе - "30.21...И омоют руки и ноги их, и не умрут, и будет для них законом вечным - ему и семени его для поколений их".
Наша служба и опасна и трудна... - застольная песня коэнов.

Затем Ашем назначает главного прораба по строительству Мишкана и дает ему помощника.
31.2. Смотри, назвал Я по имени Бецалеля бен Ури из колена Иегуда. И наполнил его духом мудрости и в понимании, и в знании, и во всяком ремесле. И Я даю с ним Аолиава из колена Дана".
И в завершении Ашем еще раз напоминает: "И храните шабат, потому что выделенный он для вас. Шесть дней будете делать ремесло, а в день седьмой - шабат шабатон, выделенный он для Ашем

Шабат важнее Храма. Все 39 видов работ, которые проводились при строительстве Мишкана, в шабат строго запрещены.
Интерестно, что в самом, уже работающем Мишкане (Храме), шабат не соблюдается. Почему?
Всякая функция-действо описаное в Берейшит строго проявляется в этом мире на разных ее временных интервалах, но в мишкане время как-будто оставилось - там всегда был 8 день.

31.12. И когда завершил Ашем говорить на горе Синай, дал он Моше две Скрижали, Свидетельства - Скрижали камня, написанные пальцем Эло'им".
... а в это время в лагере

32.1. И собрался народ на Аарона, и сказали ему: встань и сделай нам Эло'им, которые пойдут перед нами, ибо муж этот Моше, который вывел нас из страны Египецкой, и не знаем, что стало с ним.
Уходя на 40 дней к Ашем, Моше оставил главными Аарона и Хура - своего племяника, сына Мирьям.
Народ - это египтяне следуюшие за Моше. По их египтским подсчетам Моше должен уже вернуться, но нет его. Он 40 дней у Ашем без воды и пищи, кто такое выдержит.
И пришла это возбужденная толпа к Аарону (Хура они по дороге смели) с требованием сделать им бычка, вместо Моше. Бык - это проверенное египецкое божество. Моше нет, значит освященный Аароном бычок сможет установить связь с Эло'им и повести их дальше.(Сейчас в мире 2000 религий и все имеют какой-то символ, которому поклоняются).
И Аарон решает возглавить их, дабы попытаться потянуть время до прихода Моше и попробовать повести этих ненормальных в нужном направлении.
И сказал им Аарон. Снимите золотые серьги с ушей жен и дочерей ваших и принесите их ко мне. И снял народ серьги, которые в ушах их и принесли Аарону. И взял он из рук их, и придал им форму, и сделал из этого тельца литого, золотого.
И сказали они, вот Эло'им твои Израэль, которые подняли тебя из Египта.
И провозгласил Аарон - праздник для Ашем завтра (Моше должен утром появиться).
И ставит он перед тельцом жертвенник (гораздо больше тельца, чтобы заслонить его).
И назавтра встали с зарей, и принесли жертвы, и стал есть и пить, и веселиться. И евреи присоеденились к этой массе. И как не старался Аарон, но все их веселье приняло форму обычного идолопоклонства.


32.9. И сказал Ашем Моше. Ступай, спустись ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской.
- Это Моше итог твоей инициативы. Ты их взял собой, теперь ты и отвечай за них. Но они плохо влияют на Мой народ. Иди разбирайся с ними.
Но вижу я, и те и эти настолько упрямы (твердошеееи), что я уничтожу их до одного, а из тебя создам новый народ великий. Оставим только тех, кто безаговорочно принимает Тору. И из них будем строить новый народ - народ цадиков. Остальных в печку.
Так будет не национальная общность - еврейский народ, а чисто религиозная общность идеальных людей. И ты их лидер.
Но сказал Моше - извини дорогой Ашем, это все Твой народ. И египтяне, которые идут с нами, тоже. Оставь пыл гнева своего и откажись от погибели народа Твоего. И вспомни, что ты клялся Авраму, Ицхаку и Яаакову - умножу потомство ваше, как звезды небесные. И землю эту отдам я потомству твоему. Ты думаешь, что если стол на трех ногах не устоял, он устоит на одной ноге, одном Моше. А если погубишь их, вычеркни и меня из книги твоей.

И повернулся и сошел Моше с горы, и две скрижали свидетельства в руках его. И надписи от Эло'им на них с обеих сторон. И были скрижали те творением Ашем, и письмена на них – письмена Ашем.

32.19. И увидел он праздництво вокруг тельца. И бросил он скрижали из рук своих, и разбил их под горою.И это был подвиг Моше. На скрижалях ведь было написано, что идолопоклонство - это тягчайшее преступление, которое карается смертью. Разбив скрижали, он как-бы отодвигает этот закон и таким образом сохраняет Израэль.
32.20. И взял тельца, которого они сделали, и растер в прах, и растворил в воде, и дал ее выпить сынам Израэля.
Такая процедура - этакий детектор супружеской измены, использованный затем в Храме. И если была измена, та женщина("сота") погибала.
Здесь Моше проверял евреев на измену Ашем.
Но никто не пострадал - небыло измены, а было нетерпение глупого сердца. Очень хотелось получить этакий наркотик - иметь контакт с Ашем.
32.26. И встал Моше в воротах лагеря и возвал: кто за Ашем - ко мне! И собрались к нему все сыны Леви. И сказал им: так сказал Ашем, Эло'им Израэля - пройдитесь от ворот до ворот в лагере и убивайте, каждый брата своего, и каждый ближнего своего. И сделали так.

Идет расправа над активистами этого восстания.
И пало в тот день, около 3000 человек (Всего 0.005 от всех евреев-мужчин, но хозяин серьезно обиделся).
И нигде прямо не сказано, что египтяне, как зачинщики, были наказаны Моше.
Здесь и благодарность евреев и их моральная высота. Ашем им судья.

И вернулся Моше к Ашем и сказал - прости вину их, а если нет - сотри меня из книги Твоей, которую написал ты. (Похоже, мы все вертуальные герои какого-то романа, написанного Ашем).

32.22. И сказал Ашем Моше: кто провинился Мне - Я сотру его из книги Моей.
... И поразил Ашем народ за то, что сделали теленка, который сделал Аарон
.
Аарон не наказан - его намерения в глазах Ашем были чисты.
И поставил Моше свой шатер вне лагеря, как приказал Ашем.
И 40 дней просил Моше прощение народа своего.

34.1. И сказал Ашем Моше: вытеши себе две Скрижали камней как первые, и напишу я на них слова, которые были на первых, которые разбил ты.И поднялся Моше к Ашем и 40 дней постигал тайны божественной сушности и получил от Ашем 10 новых законов для передачи их Израэлю.
34.29 И было: когда спускался Моше с горы Синай и держал в руке две Скрижали Союза, но не знал, что лицо его стало светиться с тех пор, как Бог Говорил с ним. И увидел Аарон и сыны Израэля Моше и трепетали подойти к нему.
И позвал он к ним и передал все, что велел Ашем
.


Макеланжело пристроил на голове Моше два рога, как два прожектора освещающиe человечество светом истинных знаний.
(Луч света - "корен". И рог, тоже. Можно прочитать, что у Моше выросли рога. Но думаю, что Макеланжело знал, что делал).

А на Скрижалях то, всего 10 речений, которые так потрясли весь мир.
 
Моше разбил 1-ые Скрижали - Скрижали Свидетельства, но получил 2-е Скрижали, по-проще, Скрижали Союза.
1-е и 2-е скрижали, это корни двух разных Тор - письменной и устной.
Устная Тора только живёт внутри еврейского народа.
Письменная Тора универсальна для всего человечества.
А золотой телец живет и здравствует в человеке и по сей день.
Шесть дней творил Ашем этом материальный мир.
И каждому дню подводился итог - ... И был день, и было утро- день #... . Но в день седьмой остановил Ашем все работы, которыми он занимался. ... и про это седьмой день не сказано, что он завершен. Итог ему не подведен.
В своем циклическом подобии 6 дней недели отождествляются с 6-ю днями творения, и с 6 тысячилетием человеческой истории. Мы живем сейчас в этот седьмой день творения.
Седьмой день недели - шабат. 7-е тысячилетие истории - всемирный шабат.
Будет 1000 лет покоя. И Тора говорит о задачах стоящих перед народом на этот период.
Но уже 8-ой день - это новый рабочий день и его образ мы встречаем в Мишкане. Торжественное открытие Мишкана (кн. Ваикра, г. Шмини) происходит на 8-й день его освящения. Идет прямой намек - если ты входишь в Мишкан, там ты всегда встречаешь восьмой день (завтрашний мир).

No comments:

Post a Comment