Saturday, November 5, 2011

Дварим. Ки Теце

Наш глава - переполнена мицвами, направленныe на урегулирование разнообразных социальных, часто весьма щепетильных проблем.
Однако Тора говорит нам обо всем, как оно есть или может случиться и дает алгоритм решения этих проблем.
Например, что делать ".. если будет у мужа две жены, одна любимая, а другая ненавидимая.." или "Если случится гнездо птицы ... отгони мать, а сыновей возьми себе..."
И даже о приключениях в постели:
"Если выйдешь лагерем на врагов твоих и будет у тебя Муж, который не будет чист случаем ночным - и выйдет вне лагеря, и не войдет внутрь лагеря."
На все жизненные ситуации Тора даёт своё правило их разрешения, конечно, в общем виде.
Рассмотрим мицву:
22.4. Если ты увидишь осла своего брата или его быка, упавших на дороге, не проходи мимо; вместе с ним подними их. Не должен ты, видя осла твоего брата или его быка, упавших в пути, устраниться от них; вместе с ним подними их.
 Моше постулирует закон - видя падающее навьюченное животное другого еврея, ты объязан помочь ему. Помочь, но не вместо него.
А мишна уточняет, если одновременно в опасности находится и ваша собственность, и собственность вашего ближнего, и встает вопрос об их спасении, ваша собственность стоит первой.
Теперь разберем мицвот о "международных отношениях":
 23.4. Не войдет Амони и Моави в общину Ашем; также их поколение десятое не войдет в общество общину Ашем навечно. За то, что не встретили вас хлебом и водой на пути при вашем исходе из Египта, и за то, что нанял против тебя Билама, сына Беора, из Птора Арам-Наараима, чтобы проклясть тебя.
 - Моше здесь очень резок. Ну не встретили они евреев с хлебом и водой. Эти полохи, но внуки их могут быть вполне достойны войти в нашу среду.
Но нет, никогда! Что-то здесь глубже нежели хлеб и вода.
Помните, Сдомскую историю (Берейшит, 19). Неприличная такая история.
Эло'им испепелил Сдом и Гамору, оставив в живых лишь Лота и его двух дочерей. Испугались девушки одиночества и захотели дать продолжение своей стране - Сдому (были большие патриотки). И напоили они Лота, и зачали они от отца своего и родили от него сыновей - Моав и Амон. Они корни своих народов. 
Конечно, в желании возродить новую жизнь был большой хесед, милосердие от Авраама.  Но хотят они жизнь, где будет опять Сдом - эгоизм Сдома.
И вот сейчас в народах Амом и Моав есть и хесед и сдом.
И "не вышли встречать", это тест на Сдом или Хесед внутри них. 
Победил Сдом. Тот, которого Ашем один раз уже уничтожил.
Значит проблема этих ребят - их гнилые корни. 
Однако, в женщинах из этих народов, ещё сохранился хесед Аврама. И две из них смогли войти в народ Израйля. И это была прабабушка Давида - Рут. И жена Саломона - Наома.
23.16. Не выдавай раба господину его, когда он спасётся к тебе от господина своего.
При тебе пусть живет он в среде твоей, на месте, которое он изберёт в одних из ворот твоих, где лучше ему; не обижай его.
Здесь Моше говорит о рабах-неевреях бежавших от своих жестоких хозяев в Израйль. Это мицва, может привести к разрыву международных отношений со своими соседями. Но она декларирует Эрец Израэль, как убежище всем ищущих свободу и отказавшихся от своих идолов.
Заметь - это было сказано 3000 лет назад.

А теперь, еще раз про любовь.
24.5. Когда человек берет себе новую жену, он не должен идти в войско и не следует налагать на него в связи с этим повинность: один год он будет свободен для своего дома и радует свою жену, которую взял.
  Моше велит - кто женился, объязан радовать жену свою своей любовью. Очень хорошая мицва, которая еще и освобождает молодого мужа от армии, чтобы он полностью посвятил весь год после женитьбы дому и созданию основ счастья своей семьи.
А это уже условие национального благополучия.
И еще моногое, разное наказывал Моше в сегодняшней лекции. А в завершении напомнил:
25.17. Помни, что сделал тебе Амалек на пути при вашем исходе из Египта.
Как он застал тебя в пути и поразил у тебя всех ослабевших позади тебя, а ты утомлен и измучен, и не убоялся он Эло'им. И когда успокоишься от всех врагов своих на земле, что даёт тебе Ашем в удел для наследования её, сотри память об Амалеке из под небес. Не забудь!
- Сначала разберись с внешними врагами. Затем берись за Амалека.
Убери его из своей земной жизни - "из под небес".
Его духовный корень - это уже забота Ашем.
Амалек - сомнение. И это механизм Ашем сохранит для напоминания нам, кто есть носитель зла.

На исторической шкале глава Ки Теце, относится к сферот Тиферет и
определена на годах 5500-5600 (1740-1840 г.).
Тиферет (великолепие) - это центральная, связываюыая сфира.
Она пораждает новые направления мысли и действия.
Этот был период рождения современной науки, а в еврейской жизни это была эпоха уникальной еврейской мудрости.
Начало активно расширяться хасидское движение - последователей великого раби Баал Шем Това.
В этом столетии жил Виленский Гаон, написавший со своими учениками множество книг на разные темы Торы. И многое, многое другое.

No comments:

Post a Comment