Saturday, November 5, 2011

Берешит. Вайехи.

Глава Вайехи ("И жил") - заключает книгу Берешит.
"И жил Яаков в стране Египет семнадцать лет (17 - гематрия слова "тов" - хорошо).
И были дни Яакова, годы жизни его семь лет, и сорок, и сто лет".
Хороши были эти 17 лет для Яакова и его семьи.
Богатые пастбища земли Гошен, пайки от Йосэфа, все заняты своим любимым делом. Йосэф занят реформами, его дети учатся в престижных египетских университетах. Йегуда управляет ешивами и спонсирует молодежь.
Леви поглощен Торой, другие торгуют,  строят,  пасут скот.
Не жизнь, а идилия.
Яаков, наконец, спокойно может осмыслить свои пути и присмотреться к своим сыновьям.
И он видит, как все больше вливаются их дети в египетскую жизнь, и ясно ему, как дважды два, что в тот момент, когда его потомки почувствуют себя коренными египтянами, тогда фараон напомнит им, что они - пришельцы, которые, несмотря на все заслуги Йосэфа, не обладают здесь никакими правами.
Но слишком глубоко они пустили корни в земле Гошен, слишком благоустроена и приятна для них жизнь под защитой фараона, даже в статусе рабов.
И только силой Эло'им они могут буть выведены из этой берлоги.
"И приблизились дни Исраэля умереть, и позвал сына своего, Йосэфа ..."
И просит его не хоронить его в Египте, но рядом с его отцами в пещере Махпэла.
"И сказал Йосефу, поклянись мне!" - Йосэф хоть и великий еврей, но он, как и все великие евреи, еще и великий египтянин (как затем были евреи - великие арабы, великие французы, великие русские, великие американцы...). И трудно определить, кто он больше - еврей или египтянин. 
И потому Яаков не доверяет ему, и требует клятвы.
"И вскоре после событий этих, заболел Яаков".
Впервые в Торе говорится о болезни человека, и это символ галута (периода чужбины) - ночь, болезни, беспокойство.
И сказал Яаков Йосэфу: Эль Шадай открылся мне в стране Кнаан
и благославил меня наром великим и страной этой для потомства моего во владение вечное.
А сейчас твои два сына, рожденные в Египте, Эфраим и Менаше - мне они.
 И будут ои мне, как Рувен и Шимон. А ты родишь себе других.
 - Яаков хочет дать им статус колен Исраэлевых.
Йосэф не понимает этой идеи: "сыновья мои они, которых дал мне Эло’им здесь!".
Это мое продолжение, почему я должен отдавать их?
Но Яаков видит "ширше" и глубже.
Давая детям Йосэфа статус колен Израйлевых, он вырывает их из египетской зависимости, не дает им раствориться в их среде. К тому же он увеличивает количество детей Рахели.
Из уважения к отцу, Йосэф подводит детей к Яакову для благословения, старшего Менаше под правую его руку, Эфраима под левую.
"И протянул Исраэль правую руку свою, и положил на голову Эфраима, а левую Менаше, умышленно..".
И благославил Йосэфа, и юношей. И увидел Йосэф, что Яаков положил
правую свою руку на голову Эфраима, и было это злом в глазах его.
- Не бесспокойся сын мой, я знаю, что делаю.
И благославил их в тот день и поставил Эфраима перед Менаше.
И Благословил он много Йосэфа и передал ему статус первенца.
Таким образом, Яаков сделал двойную рокировку, назначив Йосефа первенцом вместо Рувена, тем самым, он выделил потомков Рахель над всеми братьями.
А т.к. первенец получает двойную часть наследства, то забрав двоих сыновей его, он также поменял и их статус первенеца.
Не может первенец иметь имя Менаше - "забыть семью свою".
"И сказал Исраэль Йсефу: вот я умираю, и будет Эло’им с вами и вернет
вас в страну отцов ваших!"
И возвал Яаков к сыновям своим, чтобы благославить и объяснить каждому колену его роль и место в Эрец Израэль, после выхода из Египта.
А главное указать, кто должен стать царем Израиля.

Первый - Рувен. Ты мой первенец, но ты слишком поспешный и совершаешь
необдуманные поступки. Ты не можешь быть главой семьи.
Шимон и Леви - братья, когда они вместе, их гнев слишком яростен и могуч.
Разделю их в Яакове и рассею их в Исраэле.
Они слишком эмоцианальны для главы нации.
  
Йегуда - признают тебя братья твои! Рука твоя на шее врагов твоих.
... Не отойдет скипер от Йегуды. Из колена его произойдет царская власть.
Надел Йегуды от Иерусалма до Негева.
Яаков видит в Йегуде неоспоримого лидера будущего народа на все времена.
Звулут - у берегов моря поселится. Будет он занят морской торговлей.
Иссахар - осел костистый, лежит между оградами.
Его ноша - это Тора, а Звутут будет его обеспечивать пропитанием.
Эта та модель сотрудничества между верхним и нижним, о которую сломались Каин и Эвель, Эсав и Яаков. Теперь она должна заработать у Звулуна и Иссахара.
Дан - будет змеей на дороге, жалящей пятки коня и упадет всадник его назад.
Он будет вести партизанские войны. Дан - это носитель анархических идей.
Он всегда сам по себе. И Яаков, просит Ашема уберечь его от гибели.
Гад - чисто военное колено. Но не впускайте его в политику.
Ашер -  его предназначение международная торговля. "Жирен хлеб его,
и он даст явства царю".
Нафтали - оленица вольная, дающая речи изящные.
Его удел - восточная галилея, и он проявит свои таланты в исскустве.
Йосэф - сын плодовитый над источником.
Йосэф - это основа Израиля, он твердость камня и заботливость пастуха.
Для него по силам любое дело.
Уже в свои 17 лет он был круче своих братьев. Сейчас он стал гигантом духа.
И Яаков ставит Йосэфа и Йегуду рядом в своем влиянии на Израэль.
Но Йосэф слишком требователен к себе и другим.
Потому Яаков одназначно предпочитает на роль лидера Израиля Йегуду.  
Беньямин - волк хищный, утром будет есть добычу и к вечеру разделит трофей.
Он замечательный боец, хищник. Но он не умеет завершать начатое.
Его удел от Иерусалима до Бейт Эля и он объединяет Йегуду
на юге и Йосэфа на севере.
Вот и благославил он все 12 колен Исраэля.
Каждое колено - это свой характер и своеобразие. Но они объединены одной  идеей, верой в единого в Творца - Бога Израйля. И это делает Израиль уникальной, жизнеспособной силой.

И просит Яаков похоронить его в Эрец Израэль, в пещере Махпэла.
"Там похоронили Авраама и Сару, жену его, Ицхака и Рахель, жену его.
Там похоронили Лею". (Даже сейчас, на смертном одре Яаков не называет Лею свой женой).
И закончил приказывать сыновьям своим, и вытянулся, и приобщился к народу своему.
И приказал Йосэф забальзамировать отца своего.
И через 40 дней (столько длилось бальзамирование), оплакивал его Египет 70 дней.
А после дней скорби просит Йосэф Паро, через его чиновников, похоронить Яакова в земле Кхаан, потому что, так заклял он его. (уже давно нет голода, и влияние Йосэфа ушло. К фараону он уже не вхож).
И перенесли Яакова в страну Кнаан и похоронили в пещере Махпэла.

Прошли годы. И было Йосефу 110 лет.
И увидел, что перестройка провалилась "из-за Иврим", которые вмешались во все внутренние дела Египта. Они уже на всех постах и антиивриизм уже становится государственной политикой. И будущее порабощение и будущий исход становится неизбежны.
И прав Яаков, что строить новый мир можно только в Эрец Израэль, и после этого станет он примером для всех народов.
"И сказал Йосэф братьям своим: Я умираю, А Всесильный непременно вспомнит о вас и выведет вас из этой страны в страну, о которой поклялся он Аврааму, Ицхаку и Яакову".
И взял Йосэф клятву с сынов Израиля, сказав: Когда вспомнит Всесильный о вас, вынесите кости мои отсюда» 
И умер Йосэф ста десяти лет от роду. И набальзамировали его, и положили в саркофаг в Египте".
И  опустили саркофаг в воды Нила в железном металлическом гробу.
И этот гроб поднимит Моше. Но это уже из следующей книги Торы - Шмот.

No comments:

Post a Comment